Трохачев П.А.

Краткий  предварительный отчет по полевым работам отряда № 2 экспедиции на хр. Черского, 1933 г.

В начале февраля 1933 г. в Москве на предложение начальника геологической экспедиции на хр. Черского Ю.А.Одинца принять участие в работах этой экспедиции в качестве начальника отряда я изъявил свое согласие. Экспедиция организовывалась во исполнение  специальных решений СТО  и Наркомтяжпрома СССР. На нее возлагалось специальное задание — выявление возможных месторождений касситерита и других редких металлов и золота в районе верховьев р. Индигирки и примыкающей к ней частей хр. Черского. Основанием для организации работ служили указания  на наличие здесь редких металлов по работам С.В.Обручева  1926 и 1929 годов. По плану утвержденному экспедиционной комиссией Союзгеолразведки, первый год работ экспедиция охватывает верховья р. Индигирки и западный и северо-западный склон хр. Тас-Кыстабыт с несколькими маршрутными пересечениями последнего.

Личные беседы с С.В.Обручевым и его письменные  указания ориентировали работы экспедиции именно так, как это потом было принято на заседании экспедиционной комиссии Союзгеологоразведки. Спешу засвидетельствовать свою признательность Сергею Владимировичу Обручеву за целый ряд полезнейших указаний, сделанных им мне в личных беседах, важность и ценность которых полностью оценить удалось лишь в полевой обстановке.

Работам экспедиции в центре придавали большое значение и вопросы связанные с организацией экспедиции встречали в соответствующих учреждениях горячий отклик и нужную поддержку  это обеспечило быстрое разрешение ряда важнейших вопросов  организации экспедиции  и срочный выезд руководящего состава экспедиции к месту работ.

28 февраля мы, в составе начальника экспедиции — инженера Ю.А.Одинца, начальников отрядов -петрографа Лукина Л.И., минералога Шпилько А.Г., и инженера-разведчика Трохачева П.А., выехали скорым поездом из Москвы.В Иркутске нам была центром обеспечена первоочередность вылета на Якутск на самолете. Приходилось спешить, т.к. от района работ мы находились еще так далеко, а весна все настойчивее и настойчивее напоминала о себе.

В Иркутск прибыли 6-го марта. 11 марта на самолете вылетел в Якутск Ю.Одинец и А.Шпилько и 15 марта — мы с Л.Лукиным. 18 марта мы все в Якутске. Здесь вторая стадия организационного периода. Затруднения с транспортом и некоторыми видами материалов. транспорт ставит под угрозу первый год работы экспедиции. На помощь приходит Совнарком ЯАССР.

27 марта я выехал из Якутска для организации транспортировки грузов и людского состава экспедиции к месту работ. 30 марта я прибыл в Ытык-Кель. Президиум Ытык-Кельского  РИКа постановил, по моему сообщению, обеспечить срочную переброску грузов экспедиции от Ытык-Келя по м. Куталах на р. Куранах притоке р. Томпо в 190 км от Крест-Хольджая.

3 апреля я прибыл в Крест-Хольджай, где выяснилось, что нормы фондирования грузоперевозки сообщенные ЯРГРТ не соответствуют действительности — преуменьшены.

4 апреля с почтой Дальстроя я выехал с Крест-Хольджая  и 8 апреля был в Томпо. В Томпо ставлю вопрос о транспорте для экспедиции на Президиуме РИКа и на колхозном собрании. Выделяется 11 бригад, которые раъезжаются по району по организации транспорта для экспедиции. При общих усилиях партийных, советских и общественных организаций района удалось набрать нужное количество нарт. Но олени были чрезвычайно выбиты. К тому же в нужное количество оленей вошло много молодых, еще необъезженных. Требовалось время для их обучения.

Лишь 27 апреля с местности Куранах на нартах вышли последние груза экспедиции с которыми  выехал и я. Через несколько дней мы догнали, ушедший с местности Куранах 18 апреля  транспорт в 38 олених нарт с основными грузами экспедиции. дорога была плохая, четыре наледи, вода на которых иногда достигала до колена, перемежались с оголенной землей. Олени изнуренные и истощенные за время зимних перевозок бессильно падали один за другим, едвы мы отъезжали несколько километров от стоянки. Людям большую часть пути пришлось идти пешком, то бродя по воде, то позрузая в снегу. Иногда тот или иной олень  не мог не только везти нарту, но и идти сам по себе свободно. В этих случаях олень занимал место пассажира на нарте, — его взваливали на нарту, чтобы немного отдохнуть, не задерживая хоть и медленного, но все же поступательного движения вперед, он мог помаленьку снова тащить нарту. Дни становились все теплее и теплее. Снег таял ощутиво быстро. Двигались главным образом в ночное время, когда подмораживало. Оленям помогали тащить нарты на каждом ухабе и взлобке. дорога становилась все жуже и хуже. Наледи сменялись сугробами снега, сугробы снега сменялись оголенной землей.

13 мая прибыли в центр Оймяконского района Томтор и вечером я вместе с Ю.А.Одинцом, выехал к месту полевой базы экспедиции р. Куранах-Сала, находящейся в 70 км от Томтора вверх по р. Индигирке. С Куранах-сала мне пришлось сразу же возвращаться для встречи  и препровождения отставших в Томторе грузов.

С грузами через реку Индигирку пришлось переправляться во время ледохода в маленькой ветке, едва поднимавшей в спокойной воде двух человек среднего веса. В один из рейсов по переправке грузов черех реку равновесие ветки было нарушено и мне пришлось испытать  неприятный холодный «душ» р. Индигирки. К счастью, вещи бывшие в ветке удалось спасти.

22-23 мая основные груза и работники  были на базе экспедиции Куранах-Сала. таким образом, первая задача, которая была поставлена перед нами, — обеспечить переброску грузов и работников экспедиции к месту работ по зимнему пути была выполнена. Стояла вторая задача — своевременно начать, успешно провести и с положительными результатами  закончить полевые работы.

Отсутствие зам.начальника по административно-хозяйственной части, затруднения с транспортом, неудовлетворительность в некоторых объектах снабжения (мясо, масло) и некоторые другие вопросы организационного порядка отняли у инженерно-технического персонала много времени, т.к.  приходилось для разрешения этих вопросов выезжать в район начальникам отрядов.

Лишь 20 июня я вышел в первый маршрут по левому берегу р. Ылбак с перевалом через хребет Тас-Кыстабыт с выходом к базе по р. Буор-Юряху с повторным перевалом через хр. Тас-Кыстабыт.

Недостаток в лошадях заставил урезать запас продовольствия и снаряжения до минимума, не говоря уже о том, чтобы воспользоваться лошадьми для работы верхом. отряд вышел на 7 лошадях из которых две были заведомо дефектны. В состав отряда вошли в качестве съемщика некто Суханов и в качестве коллектора Савинов, которые нанесли непоправимый вред работе отряда своим безобразным отношением к порученному им делу  и разлагающим влиянием и агитацией среди остальных сотрудников отряда. Пришлось приложить много усилий, чтобы не сорвать маршрут благодаря этих лиц. В состав отряда кроме того входили два конюха и промывальщик. Светлые ночи дали возможность работать независимо от времени суток (пока хватало сил).

23 июля отряд возвратился на базу экспедиции. После некоторой полевой обработки материалов 1-го маршрута, отряд в составе 5 человек нв 7 лошадях вышел во второй мвршрут по р. Туор-Юрях с перевалом через хр. Тас-Кыстабыт и выходом при  обратном перевале хребта в бассейн р. Индигирки по одному из притоков р. Туор-Юряха. При недостатке лошадей количество продуктов вынуждено бралось в обрез. В результате отряд на первом же привале стал испытывать недостаток в продовольствии. Перед отрядом было 2 пути: первый — ограничить маршрут верховьями р. Туор-Юряха, повернув таким образом с перевала к базе по прежнему пути и второй маршрут — продолжить в соответствии с заданием, сознательно идя на известные лишения в продовольствии. Был выбран второй путь. 27 августа отряд сделал перевал через хр. Тас-Кыстабыт. Была установлена жесткая норма на имевшиеся продукты (лепешка на 5 человек утром и тоже вечером).

31 августа была сделана неудачная попытка обратного перевала через хр. Тас-Кыстабыт. Перевал оказался невозможным вследствие крутизны и каменистости подъема, а равно и потому, что верховья этой речки не доходили до водораздельной линии хребта. Лишь 1 сентября перевалив в другой более крупный приток р. Чиняха удалось сделать второй перевал Тас-Кыстабыт, спустившись в р. Серджак.

2 сентября окончательно вышло все продовольствие, включая и муку. Делаем перевал водораздела р. Туора-Юрях и Митрий-Юряхом и 6-го вечером выходим к озеру Алысардах, где находится аэробаза. Здесь пополняем продовольственные запасы, избегнув таким образом, необходимости утолять свой голод малопитательными корнями и грибами. 8-го сентября отряд пришел на базу партии Куранах-Сала. На базе никого и ничего не оказалось, т.к. к моменту прихода отряда база  уже перенесена в Томтор. 11-12 сентября мы в Томторе.

Начальника Ю.А.Одинца я уже не застал, он выехал в Якутск. Приказом мне также предлагалось выехать в Якутск. После неприятных, длительных переговоров с РИКом и почтовым агентством  о дополнительных почтовых рейсах, мы с коллектором Семеновым 25 сентября почтой выехали из Томтора в Якутск.

Путь от Томтора до Якутска был довольно неприятен, вследствие того, что почта была сильно перегружена и последняя (почтовые станки снимались), лошади были за летний сезон измучены, дорога и корма плохие. От Томтора до Ытык-Келя почта идет вьюком, от Ытык-Келя до Якутска (240 км) на телегах. Когда мы подъехали к р. Лен, по ней уже шла шуга. 21 октября я прибыл в Якутск.

Экономика района

Оймякон — это название целого района, населенного пункта, который бы носил название Оймякон — нет. Под этим именем часто разумеют Томтор — культурно-административный цетр Оймяконского района. Здесь находятся РИК, Райячейка ВКП (б), Райком ВЛКСМ, Уполномоченный и группа ОГПУ, интегралкооператив, Почтовое агенство и районная школа. В 35 км от Томтора вниз по р. Индигирке находится агентура Якутпушнины.

Оймяконский район занимает огромную площадь. Население района чрезвычайно редко и состоит почти исключительно из якутов, иногда на территории района в верховьях той или иной речки разбрасывает свои урасы кочующие эвенки, в поисках пастбищ для своих оленей. Население располагается то отдельными юртами, то небольшими группами юрт, по долинам крупных рек района (собственно Индигирки, Куйдусун, Неры, Улахан-Тарына, Юряха, Хастаха, Буор-Юряха и др.). Причем, населенные пункты  во всех этих случаях тяготеют к долине р. Индигирки и располагаются сравнительно недалеко от последней. Таким образом, огромные пространства лишены всякого жилья и можно идти по той или иной реке несколько сот километров, не встретив ни одного жителя. Основные требования, которые оймяконский житель предъявляет местности для заселения — вода, трава, дрова.

Оймякон вместе с Верхоянском является мировым полюсом холода. По данным Оймяконского метеорологического центра температура в Томторе в январе 1933 года опускалась до минус 72 градусов цельсия. К сожалению, для Оймякона нет многолетних метеорологических наблюдений, которые бы дали материал для серьезных выводов. Лишь за последние годы наблюдения здесь носят  более или менее систематический характер и проводятся под руководством знакомого с этим делом человека. Интересно, что В.В.Шестакович за годы с 1883 по 1920 г. наинизшую температуру для г. Верхоянска — 69,8О С,  отметил в 1892 г.

Оймяконская тайга богата зверем, имеющим здесь промысловое значение; встречается белка, заяц, волк, сохатый, рысь, лиса и некоторые другие. Из птиц оймяконская тайга богаты лиши куропатками, местами тетеревами и в горах — кедровка. Весной и осенью во время перелета водной дичи, на озерах района в изобилии бывают гуси, утки. Осенью на каждой озерушке и старице Вы можете увидеть по нескольку итиных выводков, изредка встречаются лебеди.

Реки района богаты рыбой, представленной главным образом, хариусом. В озерах много щук и окуней

Население района занимается скотоводством и охотой. Земледелие носит сугубо зачаточный опытный характер. Опыты посева пшеницы и ячменя имеются на очень небольших участках, порядка несколько тысяч квадратных метров вблизи райцентра и некоторых населенных центров. Небрежное отношение к этим важнейшим опытам в некоторых наслегах погубило в этом году, на некоторых участках, это ценнейшее начинание ( в Тарын-Юряхском наслеге посевы вытравлены скотом). На некоторых участках, которые мне удалось наблюдать в этом году, посевы ячменя и пшеницы не вызрели. население поэтому питается исключительно завозным хлебом. Огородничество в районе не развито.

В летнее время все груза в обоих направлениях идут вьюком. Телеги местное население не знает.Для перевозки грузов на небольшие расстояния (внутри района) иногда пользуются и в летнее время быками, запряженными в нарты…