Обработка декоративного хлорита

Хлорит в сырье

Хлорит минерал достаточно распространенный в парагенезисах различных месторождений, ординарный и до последнего времени (25-30 лет) никак не использовался в ювелирном производстве. После начала разработки Коршуновского железорудного месторождения, он был обнаружен в верхних горизонтах карьера в совершенно замечательных образованиях — плотных почковидных выделениях весом до 10-15 кг. При распиловке почек выявилась оригинальная текстура минерала клинохлора — в виде причудливого сочетания разнообразно ориентированных сфероидальных агрегатов спокойных тонов зеленовато-серого с серебристым оттенком цвета. Материал подвергшийся частичному выветриванию на дневной поверхности приобретает привлекательный золотисто-зеленый оттенок.

Поперечный срез почки декоративного хлорита

Однако первоначально минерал был забракован для массового производства изделий на ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» из-за низкой твердости минерала, деликатности в обработке, — материал требовал бережного индивидуального подхода в каждом изделии. Технология на предприятии была рассчитана на обработку камней средней твердости, прежде всего нефрита, позволявшего довольно бесцеремонно обращаться с заготовками. Поэтому весь объем сырья собранного полевым отрядом В.А.Собачинского и В.Я. Беляева не попал в переработку, а был растащен любителями и ценителями камня по личным коллекциям.

В настоящее время хлорит некоторых железорудных месторождений Ангаро-Илимской группы, — признанный ювелирно-поделочный минерал, а под именем серафинит известен среди геммологов и врачей, практикующих методы литотерапии. В литотерапии хлорит используется в виде природных агрегатов — почек, стяжений, обломков, игловатых и шестовато-лучистых сростков с занозистым изломом или крупных полированных различных по форме галек — галтелей. Также в обработанном виде в литотерапии применяется в виде различного размера полированных пластин. Но большей частью ювелирами и камнерезами используется в крупных изделиях: шарах, шкатулках, письменных приборах, а также оригинальных кабошонах, подвесках, наборных ожерельях, ювелирных вставках. В последнее время поступает материал повышенной пористости, которому необходима предварительная проклейка клеевыми составами на основе эпоксидных смол. Кроме того, в случае изготовления низких (тонких) кабошонов требуется использование подложки (дублеты), к качестве которой обычно применяется серпентинит. Обработка материала не вызывает трудностей, хотя приходится постоянно следить за формой изделия из-за быстрой сошлифовки. Минерал принимает хорошую полировку, но иногда заметен агрегатный «рельеф». Чтобы его избежать необходимо использовать жесткие полировальники особенно на заключительных стадиях обработки. Нагревания при сухой полировке не боится. Полировка осуществляется самой тонкой алмазной пастой 1/0 или отмученной суспензией окиси алюминия на тканевых полировальниках (сарже, фетре). Иногда лучше остановиться на более грубой пасте 3/2, чтобы избежать появления рельефа. Может быть использована и окись хрома, которую довольно сложно удалить из трещин (если они не проклеены), однако зеленоватый оттенок остатков полировального порошка слабо заметен на фоне природного цвета минерала.