Обработка хризолита

Ювелирная разновидность хризолита — оливин, в сибирском регионе известен давно и применяется местными ювелирами в качестве недорогого ограночного камня. Материал поступает из многих мест, но главным образом из Восточно-Саянских проявлений (старые находки, коллекционные образцы). В советское время в небольших количествах гранился для ювелирных вставок и галтовался для производства бус на предприятии «Байкалкварцсамоцветы» из материала разведок проявлений Хамар-Дабана (южная Бурятия). Материал этих двух районов существенно отличается по цвету и размерам, т.к. источники имеют разное генетическое происхождение. Наиболее качественный материал встречается в Восточном Саяне (по чистоте и размерам, однако зеленый цвет, часто с желтоватым нацветом). Хризолит южного Хамар-Дабана с хорошим зеленоватым и зеленовато-золотистым оттенком, но размер зерен обычно невелик — 4-6 мм. Кроме того имеются исторические данные об ограненных ювелирных хризолитах из метеорита, обнаруженном в XVIII веке в Восточной Сибири.

При обработке хризолита нужно учитывать прежде всего его хрупкость на всех стадиях и особенно на заключительной при вставке камня в готовое изделие. Не любит сжатия и излишнего нажима. Пилится, обдирается и шлифуется легко, алмазный инструмент не засаливает. Однако перед полировкой необходима особая подготовка — тонкая доводка на малых скоростях вращения круга для получения ровной поверхности. Используют алмазную пасту 15/10 на медном круге с медленным вращением, при появлении неровностей и углублений на поверхности камня — меняют направление шлифовки. Полируется на оловянном диске густой пастой окиси алюминия с добавлением нескольких капель соляной, уксусной или серной кислоты. Последнюю нужно добавлять осторожно, т.к. по отношению к этой кислоте оливин неустойчив. Чтобы состав работал эффективно паста должна быть почти сухой. При изготовлении кабошонов возможно выкрашивание мелких кусочков, поэтому рекомендуется применять перед полировкой тонкую шлифовку (алмазные пасты 5/3 и 2/1) на дереве или коже и окончательную полировку камня проводить алмазной пастой 1/0 и 0,5/0 на кругах из кожи и дерева. Если появляются царапины к абразиву следует добавить кислоты. Правильно обработанный камень принимает совершенную полировку.

Под действием температуры (нагревания) может менять цвет и оттенок. Это качество используют при осветлении темных камней. Низкокачественный материал подвергают галтовке на малых скоростях вращения барабана. Хорошая полировка достигается при добавлении на заключительных стадиях (перед окончательной полировкой окисью алюминия) доводки мелких галтованных тел микрокварцита типа «арканзас» в качестве наполнителя.