Обработка опала

Обыкновенный опал. Алтай

 

 

В регионе в настоящее время не имеется месторождений и появлений благородного опала. Обычный опал в незначительных количествах имеется в южном Забайкалье, и по непроверенным данным в среднем течении р. Витим в Читинской области (огненный опал), но материала оттуда на сибирский рынок не поступает. Те редкие камни из натурального опала встречаются в виде отдельных мелких полупрозрачных кабошонов бледно-зеленого цвета, без игры, спросом на рынке не пользуются. В последнее время иногда предлагается импортное сырье из дальнего (Австралия, Мексика,Эфиопия) и ближнего зарубежья (Казахстан). Основная масса опала используется в виде вставок в ювелирные украшения, в кабошонах и фасетной огранки (для прозрачных и полупрозрачных рановидностей огненного опала). Дж. Синкенкес считает, что в опале отличного качества игра цветов отчетливо заметна с расстояния 60-90 см.

Обработка благородного опала вызывает определенные трудности, которая начинается уже с начальных этапов: правильной ориентировки заготовки. Рекомендуется просмотреть увлажненные в воде или глицерине камни для выявления направления максимальных цветовых эффектов. Сложность заключается в том, что максимальная опалесценция наблюдается поперечном сечении опаловых прожилков, которые как правило маломощные. Поэтому приходится выбирать между между максимальным размером камня и интенсивностью игры. Этой же причиной вызвано широкое применение в практике дублетов. Единственным положительным моментом при изготовлении дублетов и триплетов — защита опалового слоя от царапин. Другая особенность опалового материала — самопроизвольное появление в течении определенного времени трещин, поэтому после выбора и грубого формообразования желательно отложить заготовку для наблюдения за материаалом. Если при хранении заготовки ( несколько недель, первые месяцы) трещины не появляются, то есть вероятность сохранения целостности камня и в готовом изделии. Впрочем, трещины могут появиться и через несколько лет. При распиловке опала применяются самые тонкие пилы, с тонким абразивом зерном — 125/80 и 100/80. Охлаждающей жидкостью для заготовки и инструмента, должна служить вода, желательно не очень загрязненная. Солярку, керосин, масла необходимо исключить, т.к. опал частично может впитывать эти вещества. Заготовки чувствительны к нагреванию, мелкие заготовки реомендуется наклеивать на кичи с помощью шеллака на нагретом камне. Крупные заготовки желательно «наклеивать на холодную». У опала имеется нехорошее свойство выкрашиваться (иногда появляются микротрещины, возможно из-за потери воды). Обдирка и шлифовка должна осуществлятся со всеми осторожностями — тонким свободным абразивом с обильным количеством воды. Чистота обработки, как и последовательная стадийность, должна соблюдаться неукоснительно при смене абразивов. Более грубый порошок оставляет глубокие царапины, которые могут проявиться при окончательной полировке. Удары и биение инструмента необходимо исключить. Тонкая доводка и последующая полировка достигается применением алмазных паст 15, 7 и 3 мкм. Окончательная полировка пастами 1/0 или окисью алюминия , окисью церия на войлоке или фетре.

Ювелирные изделия широко предлагаемые к реализации в наших магазинах являются обычно синтетической имитацией голубовато-белого опала-гиалита. Иногда природные опалы пропитывают пластмассами, чтобы защититься от появления самопроизвольных трещин в готовых изделиях. Имеются сведения, что некоторые импортные опалы (благородные) искусственно подкрашивают, чтобы усилить цветовую игру, обычно это относится к бледным (светлым) камням.