Швембергер

Серебро-свинцовые месторождения Верхоянского округа ЯАССР

Настоящий отчет должен охватить работу поисково-разведочной партии, входящий в состав Эндыбальской экспедиции Якутской горно-Технической конторы лета 1928 года. Кроме разведочной партии в экспедицию входили: 1. Инженер-металлург Е.Н.Данилов 2. Приемочная комиссия в составе 2-х членов Н.П.Бурнашева и А.Т.Андреева. 3. Производитель работ переданного Якутской Горно-Технической конторе Эндыбальского предприятия — техник В.П. Тимофеев. Экспедиция имела в своем распоряжении 8 человек рабочих.

Выехав из Москвы 9-го мая , я прибыл в Якутск 7-го июня 1928 года, когда и приступил к организации экспедиции. Сборы экспедиции заняли более 2-х недель и отбыть из Якутска к устью реки Алдана, где кончался наш водный путь на пароходе «Лена» мы смогли только 26 июня 1928 г.

Выезд партии из г. Якутска только 26 июня внушал боязнь за успех геологических и разведочных работ, так как даже по условиям Европейской России, где геолого-разведочные партии обыкновенно выезжают на полевые работы в мае или в первой половине июня, его приходится считать запоздавшим. Нам же так поздно выехавшим из Якутска, впереди предстояла еще организация транспорта в мест. Батамай (устье Алдана), куда мы прибыли 28 июня 1928 г.

Внушало беспокойство и возможность быть задержанными в пути горными речками «державшими» путников иногда неделями во время и после дождей, превращающих горные ручьи с лениво-журчайщей водой в бурные, порожистые реки, не позволяющие путнику преодолеть свой путь.

Раннее же наступление зимы в районе, в котором первый снег, предшествующим нам исследователем горным инженером К.Я. Пятовским, отмечался уже в августе, неизбежно должно было помешать геологическим и поисковым работам уменьшив период работ по сравнению с периодом таковых в Европейской России.

Большая часть полезного времени должна была также уйти на передвижение партии к месту работ, так как до Эндыбальского месторождения от мест. Батамай около 500 км и путь идет по совершенно безлюдной, бездорожной стране.

Последний населенный пункт, а именно, Тар-Тас, расположен в 15 км севернее мест. Батамай. От мест. Батамай до Балбукского месторождения около 270 км.

Исходя из всех приведенных соображений, я не стал ожидать окончания организации транспорта всей экспедиции и поисковая партия выехала из мест.Батамай 5-го июля с 2 рабочими и 1 ящиком на р. Балбук. К этому раннему отъезду побудило так же и полученная мною инструкция директора Якутской Горно-Технической конторы, обширность которой не соответствовала, времени. имеющимися в моем распоряжении, которое было далеко недостаточно, не только вследствие суровых климатических условий Верхоянского округа, но и из-за позднего выезда экспедиции на работы.

Выезд экспедиции из гор. Якутска летом имел еще один огромный недостаток, а именно — сделал Эндыбальскую экспедицию  гораздо более дорогой, т.к. все грузы пришлось передвинуть на Эндыбальский завод летним путем (вьючно), платя за доставку одного  пуда 18 руб.

Выехав из местности Батамай 5 июля и проехав до р. Неры без каких либо задержек и препятствий, мы прибыли на заброшенную станцию «Неру» старого Верхоянского тракта в ночь с 10 на 11 июля. Вечером же 10 июля во время переправы через названную реку пошел дождь, правда не мешавший переправе, но продолжавшийся почти без перерыва до 19 июля.

Притоки реки Тумары превратились  в глубокие бурные потоки,  затрудняющие продвижение партии. Остановила же партию река Балбук «державшая» на 7 дней, не давшая возможности подняться вверх по ней, превратившись в многоводную бурную реку, сбивавшую с ног лошадь и всадника при попытке переправиться на другой берег. Только 19 июля мы смогли отправиться вверх по течению р. Балбука.

Не смотря на то, что месторождение оказалось заслуживающим большего внимания и интересным в промышленном отношении, пришлось оставить поисково-разведочные работы уже 8  августа и выехать на следующий день на Эндыбальское месторождение.

Необходимо было мое присутствие на Эндыбальском месторождении: горные работы на принятых от арендатора А.А. Семенова рудниках должны были быть организованы согласно моей инструкции.

Тяжелая болезнь (нарыв в горле) рабочего Кудрина была причиной, побудившей поспешить с отъездом. Выехав с Байбукского месторождения на р. Эндыбал мы задались целью найти прямой путь к перевалу через водораздельный хребет Верхоянских гор, т.е. к станции Учахын, перевалив через водораздел рр. Балбука и Тумары. Это нам не удалось из-за крутизны склонов названного водораздела, подъем и спуск с которых с вьючным караваном оказался немыслимым. Пришлось возвращаться старой дорогой к устью р. Балбука и далее вверх по р. Тумаре через  Учахын и озеро Семен проехать на Эндыбальский завод.

К этому времени лошади настолько «обезножили», что дневные переходы сократились до 25 км, и  на озере Семен, мы вынуждены  были оставить все образцы с Балбукского месторождения, а также тяжелый  горный инструмент (кайлы, лопаты и пр.). не доезжая до завода 25 км нам пришлось также оставить и 2 лощадей, не смотря на то, что они шли уже без вьюков.

!6 августа природа Якутии послала нам предупреждение о близкой зиме в виде первого снега, растаявшего на следующий день, и продержавшегося несколько дне только на вершинах гор.

Должен отметить, что весь проделанный маршрут и поисковые работы в районе Балбукского месторождения значительно облегчились благодаря целому ряду пересохших болот, что сделало продвижение партии более легким по сравнению с описаниями предшественников, болота для которых были огромным препятствием. Это объясняется большим количеством дождей весной и летом 1928 г.

19 августа мы прибыли на Эндыбальский рудник находившийся  у устья р. М. Эндыбал, впадающий слева а р. Аркачан, куда остальная часть экспедиции приехала 3 августа.

В ночь с 9 на 10 сентября выпал снег сделавший геологическое обследование района немыслимым, после чего до самого отъезда с рудника на завод мною велись исключительно разведочные работы (штольни и канавы), а именно до 5 ноября 1928 г.

Должен отметить также полное отсутствие рабочей силы в районе. отчасти сократившее размеры разведочных работ, так как пришлось ограничиться  8-ю  экспедиционными рабочими.

С Эндыбальского завода в г. Якутск выехал 29 ноября с инженером-металлургом Е.Н. Даниловым, по окончании пробных плавок на заводе. Прибыл в г. Якутск 11 декабря…