Вазбуцкий

 

2-я Чаунская экспедиция была организована в Ленинграде в первой половине 1937 года на основе кратких радиоинформаций от 1-ой Чаунской экспедиции 1936-37 гг.

В этих информациях указывалось на обнаружение ряда свалов оловорудных жил в пределах Певекского полуострова в Чаунском районе Чукотского национального округа Дальневосточного Края. сведения с места работ в Ленинград поступали довольно скудно. Указывалось на большую длину рудных свалов, на нередко богатое содержание олова, отмечался тип месторождений.

дополнительными радиограммами продолжавшими поступать уже в период организации новой экспедиции до ее выезда из Ленинграда, отмечались новые находки в пределах того же Певекского полуострова, в частности наличие россыпной оловоносности. никакими определенным данными с места о фактических данных длинах жил, мощностях, средних содержаниях олова, даже о характере рельефа и предполагаемых типах горно-разведочных выработок (штольни или шахты), новая экспедиция не обладала, тем не менее радидонесения с места работ производили благоприятное впечатление, как по концентрациям олова, так и по генетическим типам найденных месторождений…

После некоторых дебатов на совещании в Ленинграде о наиболее целесообразном масштабе геологической съемки и поисков остановились на 1:100000. Объем работ в пределах уже намеченных ассигнований 2900000 на 1937 и штата экспедиции 86 человек.

Для осуществления экспедиции предоставлено было завезти более 500 кв.м рубленных и др. строений под жилье и служебные помещения, два трактора, два вездехода, двое аэросаней, плавсредства, агрегаты механического приготовления проб, нефтяные и бензиновые двигатели от 3 до 15 МР, динамо и электромоторы, буровые станки «Крелиус» и ударные.

Для освещения и питпния механизмов была намечена постройка электростанции на 4 кв. с аккумуляторной, для связи -рация.

Организационный период в Ленинграде

Основное, что было проделано в Ленинграде — этополучение и приобретение оборудования, снаряжения, материалов, строений, отгрузки по железной дороге до Владивостока, наем персонала экспедиции, оформление его и направление во Владивосток.

Не смотря нато, что руководящий состав экспедиции приступил к работе уже 15 февраля 1937 года, начать снаряжаться стало возможным только с 15 апреля, когда на складах Арктического института начало впервые появлятся кое-какое снаряжение. Нужно при этом отметить, что аппарат отдела снабжения АНИИ был совершенно не приспособлен снабдить самую крупную 2-ю Чаунскую экспедицию всем необходимым. Наряду с 2-3-мя исполнителями по снабжению отдела снабжения АНИИ работало 15-18 исполнителей, выдвинутых из вновь нанятого персонала экспедиции. Снаряжение экспедиции удалось осуществить двумя путями: полученные со складов АНИИ и , но в меньшей мере, самостоятельными приобретениями в Ленинграде и ряде других городов. От начала до самого конца операции по снабжению сопровождались сильными перебоями в финансированиями, как отдела снабжения, так и экспедиции, вызвавшие длительные застои в снабжении. Первые денежные средства начали поступать только в конце апреля. В мае было 17 дней безденежья, вплоть до выезда во Владивосток.

Не лучше обстояло дело и со строениями, так как в представлении фондовлесоматериалов и услугах Дальневосточной стройконторы ГУСМП экспедиции было категорически отказано. Пришлось проити ряд рогаток и своими силами удалось приобрести необходимое в селениях у ст. Грузино — финдляндской ж.д.

По вопросу перевозки строений экспедиция категорически отвергла предложение Дирекции института перебросить их северными пароходами из Мурманска или Архангельска и добилась ходатайства перед СНК СССР и НКПС, распоряжения наркома Л.М. Кагановича о перевозки строений по ж.д. во Владивосток.

Всего было отгружено по ж.д. в сопровождении 20 человек проводников во Владивосток из Ленинграда, Москвы, Гузино и др. мест оборудования, снаряжения, материалов, транспортных и плавсредств, жилых строений и лесоматериалов 26 крытых вагонов и платформ.

Отгрузки проведены малой и большой скоростью и товар-экспрессами с 29 апреля по 1 июня. Последние вагоны прибыли во Владивосток /Эгершельд 8 июня. Из мелких отправок затерялась в пути часть оборудования Крелиус А.В. со ст. Верещагино, в том числе буровая дробь. Только месячноре опоздание отплытия парохода из Владивостока дало возможность не опоздать с переправкой всего имущества дальше морем на Чукотку.

Что касается найма персонала, то весь инженерно-технический персонал 32 человека и значительная часть рабочих — 32 человека были приняты в Ленинграде лично начальником экспедиции, 15 человек в Карелии начальником партии В.П.Подольским, 3 человека наняты во Владивостоке. Тщательный подбор кадров в последствие себя оправдал.

для организационных мероприятий выехали во Владивосток завхоз Еремеев(впоследствии уволенный) — 17 апреля и пом. начальника экспедиции В.П. Али-Мухамедов — 5 мая. Главная масса ИТР и рабочих выехали из Ленинграда, в первой половине июня, согласно полученного расписания отхода пароходов, прибыла во Владивосток во второй половине июня месяца и около месяца ожидала запоздалого отхода пароходов.

Всего нанято ИТР и рабочих, включая во Владивостоке……… 86 человек

Уволено во Владивостоке по болезни…….. 2 человека

Зазимовали при переезде северным пароходом………… 1 человек

Прибыли в Певек пароходами в 1937 году……. 83 человека

Нанято в Певеке………. 3 человека

Уволено в Певеке по болезни и собственному желанию в период работ… 2 человека

Осталось на вторую зимовку…….12 человек

Вернулись обратно во Владивосток в 1938 году….. 72 человека

 

Ввиду непредоставления продовольствия  ГУСМП около четверти такового, экспедиция вынуждена была приобрести самостоятельно. Также самостоятельно было выстроено бревенчатое здание буровой вышки, закуплены лошади свиньи, упряжь, немного буровой дроби, телеги, разные стройматериалы. Остальное время почти всего техперсонала прошло в продвижении нарядов, счетов, погрузочных ордеров, надзором за качеством отгружаемых продуктов, маркировкой грузов, переотправкой их на причальные склады, погрузкой на пароходы силами рабочих экспедиции.

Всего на 3 парохода было загружено около 700 тонн груза. в том числе дом и стройматериалы, снаряжение, продовольствие и фураж, транспортные и плавучие средства, горючее и топливо.

Следует отметить, что экспедиция была вынуждена систематически противодействовать тенденции Морского отдела снизить тоннаж, подлежащий перевозке, или оставить под тем или иным предлогом те или иные грузы от погрузки и все же остались  во Владивостоке не погруженными аэросани и 2 вагонетки. личный состав и грузы экспедиции вышли из Владивостока 13 июля  пароходом «тов. Красин» (3 человека) и 18 июля пароходами «Свердловск» и «Анадырь» и прибыли в Певек 9 августа  «Свердловск», 19 -го «Анадырь» и 20 августа «тов. Красин».

Выгрузка, строительство и начало разведочных работ

Геологи и разведчики на месте ознакомились с месторождениями г. Янрапаак и южной части Певекского полуострова и с результатами работ экспедиции 1936-37 гг. К этому времени выяснилось, что г. Янрапаак, ключ Турмалиновый и др. заслуживают мало внимания из-за бедности руд. Центр внимания переносился на участки жил «Прибрежных» Морской россыпи,2-го гранитного распадка и распространенные еще южнее. Сверх того  рабочими Степановым и Валяевым в последние дни были доставлены образцы открытой ими жилы «Проспекторской» из бассейна реки Куйви-вемм. Решено было начать разведку на участке «Прибрежных» жил, сначала канавами, параллельно с геофизической разведкой, а затем штольнями, детальными геологическими поисками и разведкой постепенно охватить все участки, продвигаясь к югу.

Постройки разведочной партии наметили в 8 км от Певека, базы экспедиции в самом Певеке.

На выгрузке с пароходов участвовал весь состав экспедиции и 2 трактора. по окончании ее приступили одновременно  к строительству полевых геологических, геофизических и топографических партий. С 19 по 26 августа на вездеходе, тракторах, катере, шлюпках вышли на полевые работы 1 разведочная, 1 геофизическая, 4 геолого-топографические, 1 геодезическая партия и 1 поисковый отряд.

Дальнейшие этапы в работе экспедиции

Строительство базы и разведочной партии было закончено в октябре 1937 года. Партии вернулись с полевых работ на базу с 12 октября по 2 ноября, переключаясь затем на камеральную обработку материалов. Полевые рабочие нга зимний период направлялись в разведочную партию для усиления стационарной работы ее. Часть рабочих была оставлена  при базе по выделке мехов и шкур и шитью меховой одежды, для усиления работы электростанции. сапожных работ, транспорта и др. целей.

В зимний период проведена камеральная обработка   материалов, составление предварительных отчетов и подготовка к выезду в поле, в том числе расфасовка и укупорка продовольствия, для последующей отправки в различные места тундры, свыше 40 продовольственных баз.

Развозка продовольственных баз в тундру на тракторах, вездеходах, собачьих нартах и самолете Чукотского авиаотряда выполнена с 22 марта по 18 апреля 1938 года. Возвратились партии по окончании полевых работ обратно на базу Певек с 14 июля по 3 августа.

Разведочные работы, как на Певекском полуострове, так и в бассейне реки Куйви-веем закончены 1 августа, после чего рабочие были задействованы на устройство дорогои до 2-го гранитного распадка, укупорки коллекций и проб, усилений лабораторных работ. на берег моря у устья реки Куйви-веем заброшены палатки, брезенты, продукты, посуда, спальные принадлежности и подготовлена встреча новой экспедиции.

Первая встреча с членом новой экспедиции ГРУ ГУСМП геологом В.Н.Ерофеевым, прибывшим самолетом с мыса Шмидта, состоялась 7 августа 1938 года. Основной состав новой экспедиции прибыл в Певек 9 августа, пароходом «Анадырь». За исключением 12 человек, оставшихся на зимовку, остальной персонал экспедиции Арктического Института выбыл из Певека во Владивосток 11 августа пароходом «Анадырь» — 67 человек, и 23 августа пароходом «Искра» последние 5 человек (начальник экспедиции и геологи). Все 71  человек прибыли во Владивосток 16 октября 1938 года.

Структура и личный состав экспедиции

А. Руководящий состав:

Начальник экспедиции ……. Г.Л. Вазбуцкий

Пом.начальника экспедиции по адм.-хозяйственной части … В.Н.Али-Мухамедов

Парторг ………………… И.М.Шаутин

Б. База экспедиции в сел. Певек:

1.контора и хоз.часть:

Бухгалтер………. И.Ф. Фредериксон

Завхоз…………….В.М.Седов

Повара……….  ………….. 2 человека

Прачка…………………. 1 человек

Сапожник ………………..1 человек

Конюх-хоз.рабочий…….. 1 человек

Плотник……………………….1 человек

2.транспортная группа и мех.мастерская:

Старший механик-водитель…………….А.Ф. Туманович

Механики-водители…… И.В.Андреев, Г.А.Кривцов, Г.Я. Волков

Рабочие ……………2 человека

Электростанция — моторист………… В.П. Петров

Радиостанция — радист ………………..С.С. Ключарев

3. лабораторная группа

Спектроскопист…………… Д.Г.Косичкин

Рабочий механической обработки проб, он же шлифовальщик ….. С.И.Блинов

В. Разведочная партия в южной части Певекского полуострова

Начальник партии …. В.П. Подольский

Прораб ……………….. П.Е.Кузема (и частично, Н.И. Кикас)

Ст. горный десятник……..И.И.Соболев

Кузнец и молотобоец ….. 2 человека

Повара………………………… 2 человека

Горнозабойщики (забойщики, канавщики,буронос) -10-15 до 33 человек

Г. Разведочные партиив бассейне р. Куйви-веем

Прораб ……………..Н.И.Кикас

Горнорабочие ……………. 8 человек

Повар ……………………………1 человек

Кузнец, молотобоец, запальщик ………… по совместительству

Д. Геофизическая партия

Ст. топограф-геофизик ………………………….. Н.Н.Овечкин

Рабочие …….. 2 человека

Е. Геофизическая партия

Ст. геофизик …………… А.П.Соловьев

Геофизик …………………К.М.Гремилов

Рабочий ………………. 1 человек

Ж.Геолого-топографические съемочно-поисковые партии

Начальник партии — геолог ………………….. 1 человек

Топограф …………………. 1 человек

Промывальщик ……………… 1 человек

Рабочий при геологе………………. 1 человек

Рабочие при топографе…………….. 3 человека

Геологи: А.В. Андриянов, Н.И. Тихомиров, В.И. Малиновский, Я.С.Зубрилин,

Топографы: В.С. Кириллов, А.И Бокарев, А.В. Лавров, Ф.П. Шелапков  (частично также Н.Я. Овечкин).

Строения, машины  и  материальные средства экспедиции

А. Строения в Певеке

1. Дом 1 — бревенчатый, площадью 97 кв. м., 10 комнат (спектральная, фотокомната, 2 геологических и 1 топографический кабинеты, радиорубка, 3 жилых комнаты, хим. лаборатория со шлифовальной мастерской.

2. Дом 2 — бревенчатый, площадью 163 кв. м : жилых комнат, 1 кухня, 1 столовая, 1 красный уголок.

3. Дом 3 — бревенчатый, площадь 185 кв. м. Жилая площадь 64 кв.м. на рабочее ощежитие и еще 2 комнаты. Остальное — склад, плотницкая мастерская и прачечная.

4. Гараж — 175 кв.м.

5. Помещение механической обработки проб — 10,5 кв.м.

6.Скотный сарай дощатый — 40 кв. м.

7. Свинарник дощатый — 55 кв. м.

8. Дом бревенчатый 28 кв. м, построен и передан Райисполкому.

Б. Строения в разведочной партии

1. Дом 1 бревенчатый 46,5 кв. м из двух комнат.

2. Дом 2 бревенчатый 46,5 кв. м  из 1 комнаты

3. Буровая вышка бревенчатая 37 кв. м.

4. Кузница фанерная

В. Механизмы

1. Буровой станок Крелиус К-300 с насосом и оборудованием.

2. Двигатели нефтяные»Коммунист» 15НР при буровом станке — 2 шт.

3. Двигатели нефтяные «Победа» 6НР — 2 шт, один из них оказался с заводским браком, другой работал на электростанции.

4. Двигатель бензиновый «Червонный двигун» 6 НР (куплен на месте), работал на электростанции.

5. Двигатели бензиновые «Червонный двигун» № НР — 3 шт. Работали на дробилке и валках.

6. Двигатель бензиновый «Архимед» —  1 шт.

7. Подвесные моторы Рыбинского и Московского заводов 6,8 и 12 НР —  6 шт.

8. Динамо и электромоторы постоянного тока — 5 шт., работали на электростанции, при истиралеле «Стюртевант», токарном станке.

9. Лабораторного вида дробилка, валик, дисковый истиратель.

10. Станок токарный.

11. Станок шлифовальный.

Г. Транспортные средства

Тракторы «Сталинец» ЧТЗ 60 НР (бензиновые/нигроловые) — 2 шт., с  двумя колесными 2-х тонными прицепами к ним.

Вездеходы ГАГ-АА — 40 НР — 2 шт.

Аэросани ВАИ и ЦАГИ с авиамоторами М-11  2 шт (получены из Ванкарема от экспедиции Дитмара).

Вельботы — 2 шт.

Шлюпки четверки и двойки — 5 шт.

Д. Лошади и собаки

3 лошади с необходимыми телегами и упряжью

3 нарты собак по 12 в упряжке, всего 36 и несколько собак резервных молодых и самок.

Прочие материальные средства экспедиции

Экспедиция была обеспечена в объеме, совершенно достаточном для выполнения плана и нормального существования лесоматериалами, стройматериалами и углем, горючим и смазочным, всяким инструментом и материалами, спецодеждой и продовольствием по арктическим нормам.

Рация экспедиции находилась на базе в пос. Певек и обслуживала не столько экспедицию, сколько разные другие организации-учреждения Чаунского района, -Чаунскую культбазу, самолеты Чукотского авиаотряда, фактории, экспедиции НКЗ, строй контору, больницу, школу и все население пос. Певек и Чаун. Регулярная связь держалась с рациями полярных станций М.Шелагинского, Шелаурова (Новосибирские острова), М. Биллингса, залива Креста. Кроме того рация работала  и с другими станциями, пароходами и самолетами, принимала ДальТАСС.

Ездить приходилось, главным образом по бездорожью тундры — сухим и мокрым кочкам, по сильно заболоченным лугам, речной гальке, вброд через речные перекаты, через доступные перевалы, по галечнику и песчаному штранду моря.

Вездеходы ГАЗ-АА длительно строились в Москве в мастерских НКЗ. Всеми теми недостатками и неполадками в работе, какими обладали вездеходы Арктического института в 1933-34 гг. на о. Самуила и м. Нордвик, не считая хрупкости конструкций выявилось следующее:

1.  Как в тундре, так и по льду и снегу не только груз в 1,5-1,6 тонны или 1,3 тонны (по нормам НАТИ), но даже 1-1,1 тонна оказались чрезмерной нагрузкой для таких вездеходов. Во всех случаях вода в радиаторах закипала уже через 5-6 км пути.

2. Сравнительно пологие подъемы 5-10О вездеходы уже не берут, приходиться подниматься задним ходом.

3. По сухим кочкам (вибрация) так велика, что в целях сохранения машины приходится  ехать только на второй скорости. при самых лучших условиях пути можно ехать с грузом только на третьей скорости.

4. При влажности растительного покрова по любой причине (заболоченный луг, мокрая трава, мокрые кочки, хотя бы просто от дождя) происходит беспрерывная пробуксовка резины, по резине (покрышки на ленте), останавливающая машину.

5. Такое же действие производит снег глубиной хотя бы 10-15 см.

6. Передние колеса врезаются в мягкий грунт.

7. Дюралевые плитцы быстро изнашиваются не от дороги, а задевая при движении о кузов.

таким образом оказалось возможным использовать вездеходы летом только с недогрузом и только по сухому грунту в тундре,  проскакивая на всем ходу влажные места, а зимою только по льду или хорошему насту, т.е. почти тех условиях, при которых много шансов пройти  и обыкновенной грузовой машине ГАЗ или ЗИС.

Вездеходы на сравнительно слабо заболоченных местах при буксировке срывают травяной покров, онажают талый глинистый материал, застревают и не могут выбраться своими силами. Выручка их вагами сложнее, чем обыкновенных машин. Обычно приходилось вытаскивать их тракторами.

Тракторы ЧТЗ 60 НР работавшие на смеси бензина с керосином оказались почти идеальными машинами для нашей тундры, прошли по ней повсеместно один 3976, другой 2943 км, амортизировались в малой степени. Летом по тундре выбираются своим ходом (с помощью подбрасывания под гусеницы бревен)  или еще лучше воде не более 50-60 см. Идут почти везде кроме подъема на третьей скорости.  Берут длинные перевалы, крутизной до 15О и значительно круче. Могут хорошо проходить и каменные валуны, однако больших камней мы избегали во избежание поломок звеньев гусениц или частей рамы двигателя.

Зимою трактора идут также хорошо, в том числе и по довольно глубокому (до 1 м) рыхлому  снегу, в этом случае снег необходимо при буксировке подсыпать спереди под гусеницы для утрамбовки его трактором. Трактора ходили при температуре до — 40О.

По льду Чаунской губы от побережья трактора не направлялись из-за риска провалиться под воду на дно ввиду многих трещин, покрытых тонким льдом и замаскированных снегом.

Полезный груз, не считая веса саней, доходил до 3-4, а зимой до 7-8 тонн (с прицепкой двух саней).

Максимально длинный маршрут в оба конца 350 км занял 8 дней при двух водителях. пробег на 100 км можно сделать менее, чем в сутки при одном выносливом водителе.

Только два раза  трактора требовали посторонней помощи для возвращения в Певек — оба раза благодаря грубой оплошности водителей. В первом случае трактор застрял в русле узкой речки, оказавшись поперек ее между двумя отвесными берегами высотой 0,8 м и был вытащен посланным вторым трактором. Во втором случае в начале зимы трактор переходил неглубокую речку Теюкууль в 70 км от базы и в 15-20 м от совершенно безопосного переезда застрял, проломив лед, своим ходом выйти не мог, гусеницы буксовали в талом песке-плывуне. Пока пришел второй трактор, ветрами с моря нагнало морской воды, которая замерзла и заморозила части трактора. Трактор очутился в окружении слоеного пирога — сверху морской лед, морская вода, пресный лед, пресная вода и талый песок. Пришлось очень долго ждать морозов, затем медленно выручать трактор, освобождая его методом промораживания и выемки льда вокруг. Только через 3 месяца трактор вернулся в Певек своим ходом.

Аэросани

Исключая пробные рейсы, сани ходили в мае месяце до самого разлива. Не смотря на старые моторы, отработавшие уже по 200 часов и таяние снега в тундре. сани показали очень хорошую работу, как в тундре, так   и по губе. Их неотъемлимыми достоинствами являются быстрый ход, хорошая проходимость, мощные моторы, довольно большая грузоподъемность и малый расход горючего. Неудобство заключается в тесной кабине. не позволяющей грузить громоздкие и длинные предметы (одни сани не имели кабины вовсе).