Алексеев П.Г.

Предварительный отчет отряда № 2 Верхоянской геолого-поисковой партии инженера П.Г. Алексеева, 1931 г.

Отряд на полевую операционную работу с Балбука вышел 21 июня и закончил, прибытием  в Якутск, 5 октября. Всего отрядом пройдено 1653 км, из коих на боковые маршруты приходится 349 км, а потрачено 72 маршруто-дня.

Западный маршрут был проделан отрядом без проводника.Поэтому в верховьях р. Неры, отряд заблудился, вместо того, чтобы выйти по р. Солоничан попал к руч. Чоримоал, а на руч. Аркачан попал с верховьев последнего, а не сбоку.

В связи с опозданием прибытия проводника из Мой-Урях отряд на северный маршрут выступил 16-го августа вместо намеченного 14 числа. С первоначальных же указаний проводника выяснилось, что расстояние до руч. Бутунтай увеличивается вдвое, чем предполагалось.

Причиной стихийных обстоятельств (снегопад в течении 8 дней, сопровождавшийся резким понижением дневной температуры; за эти дни воды сковало ледяным покровом толщиной до 1 см, а снега за 3 дня выпало толщиной около 30-40 см.

Поднявшись в верховье руч. Эгий и остановившись на привале у подножья горы «Терминал» я отряд разбил на две части: трех рабочих с десятью конями и грузом отправил следовать обратно по Эгию и ждать меня у устья руч. Турбалах, а сам взяв одного рабочего, проводника, коллектора и продовольствия на 12 дней, походную палаточку и 6 коней, намерен был осуществить маршрут по р. Бутунтай.

В момент начала снегопада оба отряда (22 августа) выступили по намеченному маршруту с уговором встретиться через 12 дней на Турбалахе. Мне, отделившись от основного состава, пришлось на руч. Болодоб выжидать прекращения снегопада и видя что погода не поправляется, а с другой стороны учитывая, что еще предстоящий 90 км переход и работа обследования западных притоков руч. Бутунтай безусловно будет безуспешной —  я решил использовать вторую часть возложенной на меня задачи обследования руч. Эргеннях.

На Эргеннях я  выступил при неблагоприятной погоде (последняя установилась лишь при продвижении по руч. Эргеннях и далее до достижения к устью Турбалаха). На Мой-Уряхе от учительницы, которая прибыла с города Верхоянска почти одновременно с нами, получил сведения: «снегопад к западу от Верхоянска продолжался в течении  8-9 дней беспрерывно». Этим подтвердилось уверение моего проводника, что здесь, т.е. за перевалом, осенний сезон наступает рано и что мы как раз захватили таковой, поэтому он меня уверял, что нас на руч. Бутунтай застанет холод и снег  и считал нецелесообразным рисковать ехать на Бутунтай, а на северный маршрут нам нужно было гораздо раньше (начало августа). Тут надо учесть, что все мы были в летних костюмах и путь на Бутунтай предстоял сплошь каменистый.

Мои лошади уже за время выступления с завода отбили свои ноги при прохождении по Эгию. Благодаря этому дальнейшее продвижение отряда было сопряжено с большими трудностями как для людского состава, так и транспорта. Приходилось почти идти пешком,  а верховых лошадей использовать под груз.

Когда я прибыл на устье Турбалах  почти вскоре же сюда же прибыла часть отряда, которую я выделил у подножья «Терминала». В силу большой усталости транспорта (главным образом из-за болезненного состояния ног лошадей) я вынужден был сделать 3-х дневный отдых.

30 августа с устья Турбалах отряд в полном составе тронулся по маршруту Эгий-Мой-Урях-Дулгалах- Тумара в город Якутск. Согласно инструкции я на Мой-Уряхе сделал отдых ожидания отряда № 3.

Сведения о наличии отряда № 3 от местных жителей говорило о том, что таковой даже не появлялся в верховьях Дянушки, откуда я конечно заключил, что отряд № 3 либо вовсе не выступил из Якутска или находится еще в низовьях Дянушки, поэтому решил продолжать свое дальнейшее следование в Якутск.

К прибытию на Мой-Урях у нас совершено вышел запас мяса, масла, сахару. В отсутствие заведующего  факторией  Якутгосторга пополнить таковое здесь не удалось.

Едва достали от местных жителей только 10 фунтов масла и 1,5 пуда мяса. Эти пополнения вскоре же истощились. В дальнейшем пришлось отряду питаться исключительно пресными полусырыми лепешками и чаем. и только благодаря введение строжащей экономии питания к Кылыгыру сумели прибыть с остатками продуктов только 8 кило муки.

Из Кылыгыра в город Якутск вышли второго октября. На Кылыгыре пробыли около 4-5 дней ожидая парохода с верховьев Алдана. Дождаться парохода не пришлось, поэтому я переправился на лодке через Алдан и через Намцы прибыл в Якутск сухопутьем.

Заминка с товаропродуктами на северный маршрут получилась благодаря таким обстоятельствам: во-первых не позволяло наличие транспорта и во-вторых предположение, что северный маршрут займет 100-150 км  и в-третьих — мы надеялись снабдиться  в Мой-Уряхе.

За время операционных работ у меня был дефицит транспорта, благодаря выезду из Балбука наблюдателя метеостанции и выбытием из строя двух лошадей за время западного маршрута.