Обработка бирюзы

 

Иркутский рынок на настоящий момент не испытывает недостатка в бирюзовом ювелирном материале, хотя в магазинах она встречается не так и часто и представлена в большинстве своем искусственными имитациями, иногда довольно грубыми. Сырьевой материал поступает на 100% из Монголии и представлен бледно- и зелено-голубоватыми прожилково-пористыми, однородными или неоднородными участками часто плотными до массивных образованиями, скрытокристаллической или пористой структурой (что выражается в отличиях по плотности сырья различных месторождений), обычно с пятнистой, прожилково-пятнистой и гнездовой текстурой. Зеленый оттенок присутствует постоянно. Куски сырья часто достигают значительных размеров до нескольких кг весом (с вмещающими породами — «бирюзовой маткой»), но качество их низкое. Материал по цвету приближается к амазониту среднего качества, только более пористый, без микропертитового строения. Материала со Средней Азии или дальнего зарубежья практически не отмечается. С этим материалом работают немногие иркутские ювелиры, что связано с не очень высоким спросом на ювелирку из бирюзы из-за отсутствия культуры этого камня в нашем регионе. Кроме того замечено, что камень капризен в постоянной носке, «стареет», непрактичен, выцветает и меняет цветовую гамму в зеленый спектр. Считается, что в продаже от 60 до 90% (по данным разных исследователей) изделий из бирюзы подвергнуто регидротации и пропитано акриловыми смолами, это придает ей повышенную твердость, отчасти блеск, но несколько ухудшается окраска камня. Количество синтетических красящих добавок в массе камня может достигать 20-30%. Ранее для улучшения потребительских свойств камня (иногда восстановлении цвета при «старении») сырье и изделия пропитывали в в различных восках и жирах (растительных и животных), затем стали использовать паголин, стеарин и твердые парафины. Используются также анилиновые красители, а иногда и нанесение на предварительно протравленную поверхность плёнки ярко-голубого органического полимера. Мелоподобная и пористая бирюза пропитывается коллоидным кремнезёмом или клеем — циакрином, что придаёт ей яркость, большую твёрдость и лучшую полируемость. Цвет бирюзы может блекнуть под влиянием солнечного света, косметики, а также от нагрева при обработке. Однако музейные экспонаты и старинные церковные атрибуты часто включают вставки ярко окрашенной бирюзы, что указывает на устойчивость окраски высококачественных сортов бирюзы. Бирюза используется в глиптике, для изделий мелкой резьбы, бус, чаще обрабатывается в виде кабошонов или плоских вставок для ювелирных изделий.

Кабошоны из разнотипной монгольской бирюзы

Обработка не вызывает сложности. Только нужно учесть, что разные партии бирюзы, даже из одного источника, по технологии обработки могут несколько отличаться, в зависимости от пористости, твердости и плотности (удельного веса). Также нужно  учитывать, что природный материал, часто хрупок. И еще, бирюза любит чистоту обработки, поэтому для распиловки необходимо использовать только чистую воду, без других охлаждающих жидкостей. Камень некоторых месторождений (в частности монгольских) достаточно вязкий (для некоторых разновидностей отмечается повышенная хрупкость) и сравнительно прочный, иногда чувствителен к нагреванию, повышенная пористость убирается проклейкой эпоксидными смолами или парафинами (проваркой). От пористости необходимо избавится на ранних стадиях обработки камня. Отлично полируется окисью алюминия на коже. Алмазные пасты, карандаши также используются в обработке, что не всегда целесообразно (можно заменить более дешевым абразивом). Не смотря на не очень высокую твердость (чуть меньше 6 по шкале Мооса), кабошоны хорошо держат полированную поверхность, а мелкие царапины слабо заметны на полупрозрачном или непрозрачном материале. Однако, полировка поверхности бирюзы не достигает зеркального блеска, а имеет приглушенный стеклянный, матовый или восковой блеск. По возможности, изделия с бирюзой необходимо оберегать от светового воздействия и химически агрессивной среды.