Обработка агата

Обработка минералов группы халцедона

Нельзя сказать, что сибирский рынок насыщен минералами халцедоновой группы, однако время от времени «всплывают» партии материала из отдаленных регионов, в том числе и самого экзотического происхождения. Впрочем большая часть материала представлена сырьем с месторождений Бурятии и Читинской области. Бледно окрашенные сердолик и сердоликовый агат поступает с Тулдунского месторождения. Хороший темно-серый и черный тонко полосчатый агат с проявления Саган-Нур. Отмечаются небольшие партии черного, очень контрастного монгольского агата, пользующегося повышенным спросом, с тонким четким рисунком, что иногда рассматривается как отрицательное качество. В последнее время сибирские ювелиры предпочитают закупать бразильский крашенный черный агат в готовых 4-х мм пластинах, поступающий в регион из Москвы или Урала. Серые, розовые, бурые, желтые халцедоны в значительных количествах поступают с проявлений Восточного Забайкалья, но по качеству, как правило, он слабоконтрастный, бледной окраски и и трещиноват. Отсюда же поступает сапфириновый материал. Материал с непских проявлений севера Иркутской области появляется в виде отдельных образцов из частных коллекций. Также, спорадически, небольшими партиями появляются черные агаты и сапфирины Монголии и Приаргунья. С материалом из агата, наряду с другими традиционными камнями (нефритом, бирюзой) работают мастера из соседней Монголии. Ранее, по описанию А.Е. Ферсмана, на изготовление одного изделия из агата или халцедона (в частности, табакерки) у монгольских мастеров могло уходить до нескольких лет или даже десятилетий. Сейчас из-за применения современного оборудования и материалов процесс значительно ускорился, но все равно остается достаточно трудоемким. Основным применением агата в настоящее время являются недорогие ювелирные украшения: кольца, серьги, броши. колье, подвески, бусы, кулоны, а также камнерезные утилитарные изделия: визитницы, таблетницы, шкатулки, ножи для резки бумаги, настольные украшения, сувениры.

Ювелиры предпочитают работать с цветными разновидностями халцедона и серый природный агат ярко расцвечивают искусственной прокраской. Нужно еще учитывать, что как правило, цветные природные агаты имеют множество дефектов, на первом месте из которых стоит трещиноватость. Серые более однородные агаты в меньшей степени подвержены внутренним напряжениям, слабо трещиноваты, а значит более технологичны. Изменение окраски серых агатов в настоящее время не вызывает никаких трудностей и широко применяется во всем мире. Есть определенные условия по обработке отдельных видов агатов. Перьевые агаты, включения которых часто ограничены тонким слоем, требуют тщательного изучения перед распиловкой, для правильной ориентировки заготовки. У кружевного и некоторых других типов агатов обычны полосы с меньшей, чем у основной массы материала, твердостью, которые при обработке на мягких полировальниках могут недополировываться. Участки с различной твердостью встречаются практически во всех разновидностях агатов, поэтому все подобные разновидности следует шлифовать и полировать алмазом на твердых полировальниках или планшайбах. Огненный агат-опал требует особенно внимательной шлифовки для выявления наилучшей иризации, ибо, «перешлифовав» камень, легко потерять иризирующий слой, тогда как задача заключается в том, чтобы оставить над этим слоем как можно более тонкий слой просвечивающего халцедона, чтобы в наименьшей степени снизить интенсивность цвета. Опалы и опаловидные породы и агрегаты поступают из южного Забайкалья редко и в незначительных количествах. Из агатов помимо кабошонов для ювелирных изделий часто вытачивают коллекционные камни фантазийной формы.

Кабошон из полупрозрачного мохового агата. Забайкалье

К выбору сырья нужно подходить очень строго и безжалостно отбраковывать трещиноватое, т.к. трещины даже не нарушающие при обработке целостность заготовки, практически не залечиваются и отчетливо видны в готовом изделии. Исключение может быть для специфического сердоликового материала, в котором природно прокрашенные трещины сами выступают в качестве декоративного элемента. Нужно примириться с тем, что минералы халцедоновой группы достаточно абразивны и, поэтому будет повышенный расход алмазного инструмента и абразивных материалов. Далее, несмотря на кажущуюся прочность, этот материал достаточно хрупкий и боится точечных ударов и биения инструмента. Часто некоторые миндалины агата и халцедона обладают внутренними напряжениями материала, что проявляется при распиловке, а иногда и через какое-то время (от нескольких часов до 2-3 -х суток) в готовых пластинах или изделиях. Также материал боится перепадов температур (горячее-холодное), хотя выдерживает значительный постепенный нагрев. Обычно красиво окрашенное просвечивающие сырье используется для кабошонов, но иногда и для экзотической фасетной огранки. Для распиловки заготовок используются алмазные круги (АОК) желательно тонкие, диаметром 180-150 мм. После проводится формообразование и грубая шлифовка на прямолинейных или профильных планшайбах, или ОЧК, зерно инструмента выбирается таким образом, чтобы чистота обработки не входила в противоречие с производительностью. Для грубой обдирки используют инструмент с зерном 200/160 и 160/125. Тонкая шлифовка осуществляется зерном 100/80 и 60/40. Доводка перед полировкой осуществляется алмазными пастами с зерном 40/28, 20/15, 15/7.

ювелирные изделия из агата.

Окончательная полировка проводится алмазными пастами на мягких или полутвердых полировальниках (ткань, картон) зерном 2/1, 0,5/0. Можно использовать абразивные порошки на твердых шлифовальниках (планшайбах) примерно с соответствующим размером зерен ( обычно шлифпорошок № 6-10, микропорошки №№ 28, 14,5), а на заключительной стадии полировки используется водный порошок окиси хрома на влажном войлоке. Все минералы халцедоновой группы прекрасно переносят галтование. На начальной стадии —  с кусками крупнозернистого наждака или шлифзерном 8-10 номера. Затем —  микропорошками №№ 28, 14 и 5. Окончательная полировка — отмученной окисью алюминия.