Алибер

Алибер Жан Пьер (Иван Петрович) (1820 — 1905 гг.) — по происхождению француз (г. Монтобан, Франция), по сословию финляндский купец, с 17-летнего возраста в России. Личность совершенно необычная для нашей страны XIX века. Предприимчивых и авантюрных людей в России всегда хватало, но во всех рискованных замыслах Алибера присутствовал и романтизм. Молодость и зрелость его прошла в трудах и приключениях, заставляя заниматься многими вещами: продажей мехов, геологическими проспекторскими изысканиями, добычей золота. Он хорошо знал известного проспектора Г.М. Пермикина (но в своих записках ни тот не другой не упомянули об этом знакомстве), — во время денежных затруднений Алибер был учителем французского языка и парикмахером в доме Пермикина. Имя Алибера в XIX веке стало торговой маркой графита лучшего качества. Ж.П.Алибер не был изобретателем сибирского графита, просто через 10 лет после первых находок графита местными жителями — сойотами (принявших его за свинец), он первым оценил их значимость и за 300 руб приобрел права на владение участком. Конъюнктура по реализации сырья    складывалась удачно — месторождения Англии (Камберленд), главного поставщика графита   на мировой рынок, практически,  истощились, а  до открытия крупных месторождений на о. Цейлон в концe XIX века, было еще далеко… С 1851 г. Алибер сумел наладить дело, привлекая богатых промышленников и зарубежные фирмы. После первых неудач он достиг значительных скоплений графита, количество которого было оценено инженером Львовым в 7 млн. пудов. В течении 8 лет он сумел построить современный по тем временам Мариинский рудник в Восточных Саянах и организовать успешную добычу графита. По воспоминаниям Н.А. Флоренсова, посетившего рудник на пустынной вершине Ботогольского гольца в 30-е годы XX века, Алибер » хотел видеть свой рудник красивым и добился этого, украсив свой рудник декоративными излишествами…, что не могло быть без применения чрезвычайных и дорогих мер». Он лично делил добытый графит на сорта, укладывая лучшие куски в ящики из кедровых досок. Сырью предстояла долгая дорога в Европу, на карандашную фабрику Фабера. Качество ботогольского графита было настолько высоко, что на изготовленных из него карандашах делалась специальная надпись: «Сибирский графит Алибера». Предприимчивый человек, Алибер всячески рекламировал свой товар широкой общественности, принимая отзывы от научных обществ: Минералогического, Географического, Общества Испытателей Природы, а также Академии Художеств. Сгубил дело Алибера, как это ни парадоксально, прогресс — со второй половине XIX века модернизируемое карандашное производство не уже требует  применения особо чистых и дорогих (затратных) сортов графита, — внедрены технологии изготовления карандашных стержней из графитового порошка в смеси с глиной и Алибер, передав дела на руднике поверенному, отправляется в 1859 г. во Францию, где проживет остаток своей еще долгой жизни богатым рантье. Он лечится от ревматизма заработанного в Сибири и тоскует по своей деятельной молодости. Алибер практически отошел от горных дел, но до конца своих дней оставался ярым пропагандистом на выставках в Европе минерального богатства огромного Сибирского края.

Подробнее о главном деле в жизни Алибера