Обработка хризопраза

 

Перстень с кабошоном из хризопраза

 

 

Хризопраз традиционно считается наиболее ценной разновидностью скрытокристаллических халцедонов, окраска которых вызвана примесью минералов никеля. Это объясняется не только декоративно-художественными достоинствами камня, но и сравнительной редкостью нахождения промышленно значимых проявлений минерала. История хризопраза известного еще в Древнем Риме и Греции, начинается в средние века в Европе, когда было открыто крупное месторождение этого камня на территории современной Польши (в настоящее время месторождение считается выработанным, хотя в небольшом количестве материал на рынок поступает). С этого момента он широко применяется, главным образом, в культовых украшениях. В Россию он также попал примерно в это время, но применялся ограничено, из-за своей редкости. Благодаря своему цвету от бледно-зеленых различных оттенков до ярко-зеленых почти изумрудных тонов, прекрасно принимаемой полировке и яркому блеску в готовых изделиях камень быстро завоевал популярность у потребителя. Сырье наивысшего качества (при тщательном осмотре не отмечается ни малейшей разнородности) используют в ювелирных изделиях в виде вставок кабошонной огранки, часто в обрамлении прозрачных драгоценных камней, в том числе, и бриллиантов. В зависимости от интенсивности цвета и степени просвечиваемости кабошоны делают уплощенной (простой кабошон) или объемной (двояковыпуклой) формы. Чаще используются различные овальные формы, реже «маркиза», «панделок» и др. Очень редко полупрозрачные камни подвергают огранке. Сырье среднего и низкого качества используется при изготовлении галтовки, сувенирных изделий,  элементов бус, браслетов, а также как резьбовой камень.

Обработка хризопраза практически не отличается от обработки других разновидностей группы халцедона. В зависимости от качества сырья (интенсивности окраски, однородности строения, наличия включений, трещин и т.п.) проводится сортировка по заготовкам заданных параметров на конкретные изделия.

Разнородность строения природного материала иногда вынуждает относится к обработке хризопраза, как обработке нефрита, т.е. как к камням склонным к недополировке и применять на заключительных стадиях обработки (тонкой шлифовке и полировке) алмазные пасты, кожу, картон или дерево. Иногда в сырье встречаются мелкие пустоты выполненные мелкими кристалликами кварца, что влияет на качество полировки, если заранее не подготовить поверхность (пропитать поры клеевыми составами). В том случае, если качество сырья хорошее можно обрабатывать окисью церия или хрома на фетре (плотном войлоке) или коже. Синкенкес упоминает о том, что хризопраз можно гранить окисью церия или алюминия на оловянном диске.