Обработка флюорита

Кристаллы флюорита. Месторождение Кличка. Забайкалье

 

В пределах Трансбайкальского региона известны сотни месторождений и проявлений флюорита (плавикового шпата), сконцентрированных главным образом в Центральном и Восточном Забайкалье. Наиболее известные месторождения:Калангуйское, Абагатуйское, Солонечное и др. Минерал чаще распространен в виде сплошных жильных масс, но встречается и в виде коллекционных образцов или прозрачных кристаллов пригодных для огранки (иногда более 10 см в поперечнике), однако редко свободен от твердых и газово-жидких включений или заметного зонального окрашивания. Цвет преимущественно фиолетовый, зеленый, голубой и желтый; бесцветный, розовый и красный флюорит встречается реже.

Знаменитый зернистый с изгибающимися слоями флюорит традиционно использовавшийся в Англии — так называемый «голубой джон» (похожий материал известен на Калангуйском месторождении в Забайкалье, с полупрозрачными слоями и голубоватыми и пурпурными оттенками, плотного сложения, но наиболее плотный и пестрый по цвету из-за примесей в составе других минералов, например, — фенакита, известен на Ермаковском месторождении в Бурятии), из которого делали шкатулки, вазы, пепельницы и урны, перед обработкой предварительно подвергался проклейке, — куски флюорита с насыпанной на них канифолью осторожно нагревали до температуры ее плавления, и канифоль проникала в трещины. Затем камень обдирался до грубой формы задуманного изделия, пока канифоль не начинала исчезать. После этого процессы нагревания и пропитки повторялись до тех пор, пока изделие не доходило до стадии, требующей лишь тонкой шлифовки и полировки. В настоящее время можно применять другой способ, который заключается в нагревании флюорита до умеренной температуры и нанесении на него эпоксидной смолы, которая становится более подвижной при нагревании и глубоко проникает в пространства между зернами. По-настоящему ценным поделочным камнем флюориту мешает низкая твердость, совершенная спайность, невысокое преломление, но все это искупается необыкновенным разнообразием окраски. При достаточно бережном отношении, если исключить постоянное трение ювелирного изделия из флюорита, то полированная поверхность может сохраняться достаточно долго.

При обработке нужно учитывать, что минерал легко раскалывается по плоскостям спайности, давая спайные выколки по октаэдру, которые широко встречаются в природе. Хрупок; очень чувствителен к нагреванию; рекомендуется наклеивание холодным способом. При огранке заготовка обрабатывается без труда, но следует применять гладкие круги, чтобы предотвратить удары. Может обдираться на алмазных планшайбах. Рекомендуется избегать плоскостей спайности, наклоняя камень по крайней мере на 5° к плоскости спайности. Огранку следует выполнять только на медном круге 15-мкм абразивом, но более безопасно использовать суспензию 15-мкм порошка карбида кремния на чугунной или стальной планшайбе. Если в процессе такой обдирки наблюдается как бы торможение камня, необходимо немедленно изменить направление. Тонкую шлифовку производят последовательно 15/10, 7/5, 2/1- мкм алмазными пастами. Полируется 0,5-0,25-мкм алмазом на дереве. Хороший результат дает также окись алюминия на восковом круге. Иногда при полировке появляется жирный блеск. Можно попробовать применить окись алюминия на олове, которая в некоторых случаях бывает эффективной. Углы коронки 40-50°, углы павильона 43°.

Флюорит используется для изготовления галтелей,  декоративно-художественных  и мозаичных панно, редко бус, галантерейных изделий. Кабошоны, резные изделия, плоские образцы и блоки обрабатываются и полируются без осложнений (хотя и с трудом), однако следует быть осторожным, чтобы предотвратить выкрашивание небольших спайных выколков, которое может случиться в ходе обдирки и даже шлифовки. Рекомендуется применение планшайб и кругов с твердой поверхностью (дерево, кожа и др.) и свободного абразива (карбид кремния) с последующей шлифовкой на 15-мкм алмазном круге. При перегреве заготовки на стадии полировки кроме появления трещин на поверхности появляются матовые трудно выводимые пятна.

Комментарии запрещены.