Обработка гипса (селенита)

 

Выделяется несколько разновидностей этого минерала применяемых в камнеобработке:

1. Алебастр — зернистый просвечивающий материал, желтовато-белого и розового цвета.

2. Сатиновый шпат — волокнистый, блестящий с шелковистым отливом, белый, розовый, желтоватый.

3. Селенит (атласный шпат) — полупрозрачная разновидность желтовато-розового тонковолокнистого гипса с эффектом серебристого блеска «лунного камня». Иногда атласным шпатом называют тонковолокнистые агрегаты кальцита (шелковистый шпат).

Исторически известны кабошонные изделия из полупрозрачного селенита, которые благодаря простоте обработки и привлекательности изделий (шелковистости, теплым тонам окраски и пр.) были широко распространены в средневековой Европе. В России основное развитие промысел получил в Приуралье в XIX веке первоначально, как побочное занятие крестьян в зимний период кустарное изготовление декоративно-прикладных, а позднее и камнерезных изделий. Промыслы эти сохранились по настоящее время. Минерал очень редко употребляемый в сибирском регионе, хотя изделия из привозного материала на рынке Сибири имеются. Большим спросом не пользуется из-за отсутствия культуры этого камня (в отличие от Урала). В нашем регионе мягкие камни, вообще-то, повышенным спросом не пользуются, за исключением гагата, хотя имеется множество разнообразных проявлений высоко декоративного камня низкой твердости: агамальтолита, благородного талька, серпентинита, брусита, ангидрита, мраморного оникса, флюорита. В Иркутской области имеются крупные месторождения гипса и, судя по геологическим описаниям и упоминанием любителей, его цветных декоративных разновидностей (розовой, голубовато-зеленой, желтой) и полупрозрачной разновидности — селенита. Сибирский материал из приангарских проявлений селенита никогда не оценивался как поделочное сырье. Параметры (масштабы) проявлений не определены, качественные характеристики неизвестны.

Это недорогой материал, поэтому к отбору сырья нужно отнестись с определенной требовательностью, избегая некачественных образцов. Камень желательно отсортировать, избегая пористого, кавернозного, неоднородного, из-за включений посторонних примесей (глины, песка др. включений), сырья. Материал очень мягкий, обрабатывается стальными (даже не твердосплавными) инструментами, абразивной бумагой или тканью, с последовательным уменьшением зерна. Из-за излишней мягкости камня необходимо постояно контролировать процесс. Шлифовку желательно сопровождать обильным водяным охлаждением. Полируется на мягком полировальнике: кожаном или тканевом (из брезента, бязи, полотна или саржи, синтетические ткани по возможности не используются), любым полировочным (желательно не окрашивающим) составом с небольшим увлажнением. Используется мел, трепел, даже слабо абразивные зубные пасты. Заключительные стадии полирования желательно проводить вручную куском фетра, фланели, плотного войлока. Принимает идеальную («стеклянную») полировку. Иногда выполняется в виде крупных коллекционных кабошонов. Сырье встречается в крупных блоках, поэтому используется для изготовления крупных изделий: ваз, тарелок, подносов, пепельниц. Тела вращения обрабатываются на токарных станках по копиру — цельные или сборные. Часто используют как резьбовой материал. Особенной популярностью пользуется на Урале, где культура обработки мягкого камня была всегда выше, чем в Сибири. Для защиты готовых изделий используются, главным образом, лаковые покрытия.