Использование графита в качестве поделочного сырья, казалось бы — нонсенс, и в истории камнерезного производства, это, кажется единственный случай, использования материала, который не обладает специфическими свойствами необходимыми для поделочного камня. Действительно: низкая твердость (1-2 по шкале Мооса), однородный черный цвет, жирный блеск, казалось бы, не дают вариантов использования подобного материала. Он и использовался сначала, как черный пигмент для керамики, затем в средние века, как грифель в изобразительном искусстве и, наконец, в наше время, как технический материал в качестве смазки в различных соединениях деталей машин и механизмов, фильтров, мембран, уплотнителей, сорбентов и тд. Тем не менее, использование его в качестве камнерезного материала в истории зафиксировано и, вероятно, мы обязаны этим одному человеку Ж.П.Алиберу, с его творческой фантазией и неукротимой энергией, превратившей куски саянского графита произведения камнерезного искусства, — панно, письменные приборы, камеи, медальоны и пр., хранящиеся в настоящее время в музее Высшей горной школы Парижа. Достоверно неизвестно в каких мастерских обрабатывался камень, но скорее всего в С-Петербурге или в Финляндии.
Для этих изделий характерен классический дизайн, богатый декор, и тщательная проработка деталей. В настоящее время обработкой данного материала никто не занимается. По аналогии с обработкой других мягких природных материалов, например, талька-стеатита или гагата, обработка может проводиться с использованием твердосплавного стального инструмента с последующей доводкой абразивными шлифовочными шкурками на водостойкой основе и полировкой пастами на основе окиси церия на фетре или войлоке.