Иркутский рынок на настоящий момент не испытывает недостатка в бирюзовом ювелирном материале, хотя в магазинах она встречается не так и часто и представлена в большинстве своем искусственными имитациями, иногда довольно грубыми. Сырьевой материал поступает на 100% из Монголии и представлен бледно- и зелено-голубоватыми прожилково-пористыми, однородными или неоднородными участками часто плотными до массивных образованиями, скрытокристаллической или пористой структурой (что выражается в отличиях по плотности сырья различных месторождений), обычно с пятнистой, прожилково-пятнистой и гнездовой текстурой. Зеленый оттенок присутствует постоянно. Куски сырья часто достигают значительных размеров до нескольких кг весом (с вмещающими породами — «бирюзовой маткой»), но качество их низкое. Материал по цвету приближается к амазониту среднего качества, только более пористый, без микропертитового строения. Материала со Средней Азии или дальнего зарубежья практически не отмечается. С этим материалом работают немногие иркутские ювелиры, что связано с не очень высоким спросом на ювелирку из бирюзы из-за отсутствия культуры этого камня в нашем регионе. Кроме того замечено, что камень капризен в постоянной носке, «стареет», непрактичен, выцветает и меняет цветовую гамму в зеленый спектр. Считается, что в продаже от 60 до 90% (по данным разных исследователей) изделий из бирюзы подвергнуто регидротации и пропитано акриловыми смолами, это придает ей повышенную твердость, отчасти блеск, но несколько ухудшается окраска камня. Количество синтетических красящих добавок в массе камня может достигать 20-30%. Ранее для улучшения потребительских свойств камня (иногда восстановлении цвета при «старении») сырье и изделия пропитывали в в различных восках и жирах (растительных и животных), затем стали использовать паголин, стеарин и твердые парафины. Используются также анилиновые красители, а иногда и нанесение на предварительно протравленную поверхность плёнки ярко-голубого органического полимера. Мелоподобная и пористая бирюза пропитывается коллоидным кремнезёмом или клеем — циакрином, что придаёт ей яркость, большую твёрдость и лучшую полируемость. Цвет бирюзы может блекнуть под влиянием солнечного света, косметики, а также от нагрева при обработке. Однако музейные экспонаты и старинные церковные атрибуты часто включают вставки ярко окрашенной бирюзы, что указывает на устойчивость окраски высококачественных сортов бирюзы. Бирюза используется в глиптике, для изделий мелкой резьбы, бус, чаще обрабатывается в виде кабошонов или плоских вставок для ювелирных изделий.
Обработка не вызывает сложности. Только нужно учесть, что разные партии бирюзы, даже из одного источника, по технологии обработки могут несколько отличаться, в зависимости от пористости, твердости и плотности (удельного веса). Также нужно учитывать, что природный материал, часто хрупок. И еще, бирюза любит чистоту обработки, поэтому для распиловки необходимо использовать только чистую воду, без других охлаждающих жидкостей. Камень некоторых месторождений (в частности монгольских) достаточно вязкий (для некоторых разновидностей отмечается повышенная хрупкость) и сравнительно прочный, иногда чувствителен к нагреванию, повышенная пористость убирается проклейкой эпоксидными смолами или парафинами (проваркой). От пористости необходимо избавится на ранних стадиях обработки камня. Отлично полируется окисью алюминия на коже. Алмазные пасты, карандаши также используются в обработке, что не всегда целесообразно (можно заменить более дешевым абразивом). Не смотря на не очень высокую твердость (чуть меньше 6 по шкале Мооса), кабошоны хорошо держат полированную поверхность, а мелкие царапины слабо заметны на полупрозрачном или непрозрачном материале. Однако, полировка поверхности бирюзы не достигает зеркального блеска, а имеет приглушенный стеклянный, матовый или восковой блеск. По возможности, изделия с бирюзой необходимо оберегать от светового воздействия и химически агрессивной среды.