Минерал очень характерный для региона, но используется сравнительно редко. Основные поступления осуществляются со Слюдянских месторождений флогопита из Прибайкалья. Представляет собой отдельные кристаллы, их обломки и включения в породу апатита зеленого, голубовато-зеленого, фиолетового, полихромного, бесцветного, очень редко розового цвета. В кристаллах наблюдаются участки кабошонного качества, реже монообласти ограночного сырья. Наиболее красивые прозрачные и крупные кристаллы встречались на рудниках №№ 1,2,3, размер отдельных кристаллов (правда сильно трещиноватых) по длиной оси достигал 1,25м. На сибирском рынке практически невостребован. Добытый, главным образом, коллекционный материал отправляется на Урал и центральную Россию. Редко появляются в продаже кабошоны из ограночного апатита. Ощущается дефицит на рынке сырья кабошонного сорта (так называемый «неон») с эффектом полупрозрачного зеленовато-голубого мерцания материала. Хорошо выполненный кабошон очень привлекателен. Обработанный апатит по своей привлекательности напоминает берилл или аквамарин, хотя редко обладает достаточной чистотой, как последний. Не смотря на низкую твердость, известен синтетический аналог апатита — трилумит, производство которого налажено в промышленных масштабах.
Из вторичных явлений следует указать прежде всего появление «облачности». Обычно прозрачные кристаллы синего цвета, выставленные на солнечный свет, покрываются пятнами голубого цвета. Эти места становятся мутными. Явление это толком не изучалось. Кроме того встречаются кристаллы апатита бурой окраски, обусловленной мелкой трещиноватостью заполненных окислами железа. В 30-х годах XX века ( Цветков А.И., 1929) проводились исследования по изменению окраски апатитов при нагревании, были выявлены следующие закономерности:
п/п
|
изменение окраски
|
порог температуры град. С |
1
|
Синий прозрачный (исходный)
|
—
|
2
|
Сине-зеленый
|
200
|
3
|
Оливково-зеленый
|
400
|
4
|
Изумрудно-зеленый
|
600
|
5
|
Небесно-голубой
|
700
|
6
|
Бесцветный прозрачный
|
800
|
7
|
Молочно-белый непрозрачный
|
900
|
8
|
Синевато-серый
|
1200
|
Основная трудность в обработке этого минерала заключается в его невысокой твердости и, как со всеми мягкими минералами, существует опасность невыдержать заданные параметры заготовки. Кроме того нужно учитывать хрупкость апатита и его чувствительность к нагреванию, поэтому проводить горячую проклейку эпоксидными смолами не следует. Лучше использовать шеллак (хотя и при незначительном нагревании шеллака могут появиться трещины) и холодную проклейку быстро твердеющими составами. Трещиноватого сырья желательно избегать. Боится даже незначительных ударов. Вибрацию станка и биение инструмента необходимо исключить. Часто появляются выколки по спайности на поверхности заготовки и сквозные трещины. Распиловку заготовок осуществлять самыми тонкими алмазными пилами, но пилится он легко без усилий, пилу «не засаливает». Камень склонен к недополировке и при обычном способе обработки появляется шагрень и матовая поверхность, от которой тяжело избавиться. Синкенкес советует проводить шлифовку на планшайбе 60/40 с при подаче большого количества воды, а полировку — на коже алмазной пастой 0,5/0 или окисью алюминия. К сожалению, не всегда это приводит к удовлетворительным результатам. Более того при полировке на пастах, то есть при сравнительно сухом полировальнике, вероятность перегрева камня и его растрескивания существенно возрастает. Скоростной режим полировки необходимо уменьшить. Полировать с минимальным нажимом (усилием) и короткой продолжительностью. Самый безопасный режим полировки — ручной.
Еще более проблематично добиться полированной поверхности при галтовке. В барабанах, даже в щадящих режимах, трудно избежать появления трещин и сколов на стадии обдирки и шлифовки, а полирование порошками (окись алюминия) часто приводит к «выбиванию» материала и ухудшению чистоты обработки поверхности. Это касается и виброгалтовки. В том случае когда удается добиться в галтовке) удовлетворительной полировки (большей частью приходиться дополировывать вручную) обработанный материал по виду напоминает берилл из северобайкальских месторождений, — т.е. «глуховатый»полупросвечивающий материал с ровным зеленовато-голубоватым цветом, иногда с сероватым оттенком .
При частом пользовании ювелирным изделием камень быстро теряет привлекательность, «замыливается», тускнеет, появляются царапины, грани (у камней фасетной огранки) заваливаются.