Типы изделий из цветного камня

(по А.Е. Ферсману с добавлениями)

Ниже приводятся основные виды изделий драгоценного и цветного камня исторически производившегося в России, СССР государственными предприятиями, артелями, частными фирмами, индивидуалами.
Абажур — применялись декоративные абажуры, собранные из тонких пластин (преимущественно простой формы) просвечивающих минералов мягких и твердых пород: мраморного оникса, нефрита, родонита.
Альбомы — выпускались нескольких видов: обычные в которых каменным был только переплет, декоративные — полностью выполненные из камня разных пород и расцветок и комбинированные в виде деревянных ящиков с каменной инкрустацией с набором различных пластин цветного камня (коллекциями).
Амулеты — цветные камни различных пород, преимущественно твердых, самых разных форм, соответствующие характеру индивида в зависимости от степени его суеверий, года рождения, знака зодиака и тп. В настоящее время природный камень часто заменяют имитацией. Особенно широко развиты подделки из Китая.
Балюстрады, бассейны, ванны, полки — делались из мрамора и гранита, реже из ценных цветных минералов и пород: серпентинита, яшмы, и очень  редко из родонита или нефрита.
Браслеты различались цельные — гладкие, резные или фигурные (обычно из камней твердых пород: агата, нефрита, кварцевого оникса, реже мягких: янтаря, гагата), сборные — из круглых или овальных прошитых элементов, собранных на нитку, леску или резинку и наборные — плоские элементы вставлялись в оправу из драгоценного (золота, серебра, платина) или цветного (нейзильбер, мельхиор) металла.
Брелоки, подвески — из различных камней, преимущественно твердых, в оправе или без нее, с готовой фурнитурой, на декоративном шнуре, цепочке, веревке, плетенке и тп.
Броши — плоские или заоваленные пластины из цветного камня различной твердости круглой, овальной, фантазийной и очень редко, прямоугольной формы, преимущественно в металлической ажурной или массивной оправе, реже без нее. Часто в сочетании с другими нетрадиционными материалами, — кораллом, раковинами (перламутром), кожей, рогом (костью) и тд.
Булавки — различались женские и мужские (заколки для галстуков использовались плоские вставки различного цветного камня преимущественно твердых пород — нефрит, яшма, агат). В женских булавках (английская) на конце в виде шарика использовался гематит, волосатик или лазурит.
Бусы — делались из самого разнообразного материала цветного камня: прозрачного, просвечивающего или глухого. Чаще всего использовался лазурит, агат, сердолик, нефрит, малахит, яшма, янтарь, топаз, берилл, родонит (орлец). Различалось несколько видов бус: (в зависимости от формы элементов) — круглые, овальные, граненые, галтованные. Общим для всех видов была прошивка по центру бусин. Сборка осуществлялась на леску, суровую нитку, шнурок, реже металлическую скрутку или цепочку, через металлический (металлизированный) шарик или бисер. Более сложная по конструкции сборка из округлых, удлиненных или овальных элементов использовалась при составлении колье.
Вазы, вазочки, вазоны, урны — составляли основную часть штучной (индивидуальной) продукции известных в прошлом русских камнеобрабатывающих центров Петербурга, Екатеринбурга, Колывани. Наиболее популярными из них были плоские, так называемые «римские вазы» и амфоры. В советское время сильно уменьшенные копии выпускались камнерезными заводами объединения «Союзкварцсамоцветы» в массовом количестве, что сказалось и на спросе, и на эстетике, и на качестве обработки…

Визитницы — широко применяются с готовой металлической фурнитурой и вставками из природного камня: чароита, нефрита, лазурита. Преимущественно уральской работы.
Геммы — см. камеи
Граненые камни — изготавливались, как вставки для разнообразных ювелирных украшений: перстней, брошек, сережек, булавок, подвесок, элементов бус и тп. В последующем появились крупные граненые «кабинетные камни».
Гребешки, гребни — исторически исчезнувшие в настоящее время украшения, популярные в прошлом. Обычно в виде инкрустаций и граненых и кабошонированных вставок в них употреблялись дешевые ювелирные (прозрачные) и цветные камни.
Горки — в конце XIX — начале XX века в России (на Урале) появляется особый вид представления коллекционных минералов — уральские горки, представляющие собой подобранные с определенным смыслом (идеей) различные минералы, реже породы,  сложенных обычно в виде конуса, высотой от нескольких см до метра и более. Горки снабжались каталогами, а минералы маркировались номерами. Одна из таких горок хранится в минералогическом музее Иркутского технического университета. К настоящему времени это самобытное искусство полностью исчезло.
Гривна — древнее славянское шейное украшение в виде обруча, часто украшенное драгоценными или цветными камнями.
Держалки для зубных щеток, стаканчики для карандашей — изготавливались в виде простых форм, клееные и цельные из дешевого, мягкого камня — селенита, серпентинита. Производились кустарным способом в артелях.
Запонки — изготавливались кустарями для ювелирных фирм, а затем и в промышленных мастерских, камнерезных заводах в массовом количестве в виде вставок в оправы, шариков, овалов. Наиболее часто употреблялись янтарь, яшма, агат, оникс, нефрит, лазурит, гематит (кровавик), малахит. В СССР этот вид продукции существовал до 70-80-х годов XX столетия, преимущественно на Урале.
Застежки, пряжки — изготавливались ранее в XVIII — XIX веках из цельного камня, в подражание китайским изделиям из нефрита, для скрепления деталей одежды (воротников, поясов, шейных платков и т.д.).
Зеркала — из камня изготавливались рамы, с простой, фрезерованной (резной) и мозаичной поверхностью, с различными конелюрами . Основной материал — яшма, родонит, малахит, змеевик, нефрит, мрамор.
Иконостасы, киоты — использовался привозной материал, главным образом мрамор. Известны случаи использования местного материала (уральские яшмы и родонит). А иконостас Казанского собора г. Иркутска был выполнен из местного матаганского гагата.
Кабошоны — применялись непрозрачные и полупрозрачные цветные камни для вставок в перстни, броши, кулоны, запонки и тд. При выборе формы кабошона учитывались специфические свойства камня, его игра (особенно это важно для звезчатых камней, а также кошачьего и соколинного глаза), прозрачность, интенсивность окраски. В зависимости от этих свойств форма могла быть овальная, круглая, вытянутая, плоская, чечевицевидная, низкая или высокая и тд.
Календари — ранее на Петергофской фабрике а также на фирмах Фаберже и Верфеля готовились доски для отрывных календарей в виде пластин из нефрита, родонита и яшмы. В настоящее время полностью забытый вид изделий. Как разновидность можно указать на каменные подставки для настольных перекидных календарей, обычно входящих в состав письменных приборов.
Камеи — этот вид украшений столь популярный на западе, в России не прижился, хотя попытки делались неоднократно на Петергофской и Колыванской фабриках, а также отдельными фирмами. В советское время небольшими сериями изготавливались камеи и инталии (главным образом из нефрита и лазурита) машинным способом на камнерезных фабриках НПО «Союзкварцсамоцветы (Байкало-Саянская экспедиция 123, ГГПП «Байкалкварцсамоцветы»). В настоящее время в этой технике работают некоторые мастера камнерезы на Урале и Петербурге.
Камины изготавливались на гранильных фабриках России, в большом количестве. Использовался гранит, мрамор (в том числе и итальянский), алтайский порфир, яшма. Часто применялась инкрустация из ценных минералов: лазурита, малахита. В настоящее время широко практикуется. В конце XX века ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» изготовило облицовку камина из саянского (горлыкгольского) нефрита.
Канделябры, подсвечники, люстры в массовом количестве производились на гранильных фабриках России. Использовался цветной камень сибирский и уральский, — малахит, яшма, серпентинит, лазурит, порфир, селенит, орлец, горный хрусталь. В советское и современное время из всей номенклатуры распространены подсвечники: цельные и сборные, различного назначения, — от сувенирных до каминных.
Картины. В конце XIX века на Урале пользовались успехом картины в деревянных рамах с грубо прорисованным изображением ландшафтов Урала с вкраплениями шлифованного камня. В настоящее время Урал (в меньшей степени другие регионы) в массовом количестве поставляет на рынок картины из минеральной крошки с плоским или объемным изображением. Отдельные фирмы («Онека» г. Ангарск), развивая уральские традиции, выпускают картины из полированных кусочков камня, вмонтированного в специально подготовленную черную эпоксидную основу, с нанесенным поверх масляными красками ладшафтами.
Кнопки — кнопки для электрических звонков ранее изготавливались из родонита, агата, яшм, кахолонга, молочного и болгарского опала.
Коллекции камней. Выполнялись наборы художественно оформленных цветных камней, сформированных по региональному принципу или по минеральным видам. Минералы и породы представлялись в обработанном (формообразованном: плитка, шары, таблетки и т.п.) и природном виде, в упаковке (ящиках, картонных коробках) или клеенные на основание (дерево, картон).
Колонны — до революции в России в значительных количествах изготавливались на всех трех государственных гранильных фабриках, Горнощитским мраморным заводом и частными мастерскими. Использовался преимущественно гранит и мрамор в городской архитектуре. Цветной камень использовался значительно реже. Среди изделий Петергофской гранильной фабрики — уникальные колонные редкие по красоте и масштабу — из малахита (Эрмитаж), лазурита (Исаакиевский собор и дом Монферана), кушкульдинской яшмы (Эрмитаж).
Кольца как ювелирные украшения выпускались преимущественно из агата (сердолика) и нефрита. Различались гладкие и граненные (иногда с использованием внутренней металлической фурнитуры и инкрустацией) кольца различной ширины. В массовом количестве (десятки тыс. штук) выпускались на предприятии «Байкалкварцсамоцветы» до 1995 г.
Кольца для салфеток. Гранильные фабрики выпускали такие кольца из агата, реже калканской яшмы и нефрита.
Коробки, шкатулки, ларцы. Изготавливались на протяжении значительного (с екаткриненского до настоящего) времени, в большом количестве, разнообразных форм и размеров. Различались клееные и цельнокаменные изделия, последние обычно круглой, или овальной формы, реже прямоугольные. Клееные изделия отличались простотой изготовления, — обычно пластины из каменной фанеры наклеивались (вклеивались) на металлический каркас (наружный или внутренний). Различался специальный «уральский» тип шкатулок с характерным набором элементов фурнитуры (литье). Часто оформлялись наборные каменные пластины из разного камня. использовалась также флорентийская и объемная мозаика ( обычно крышки шкатулок украшались гроздьями винограда из бледного аметиста). Наименьшим спросом пользовались сборные шкатулки прямоугольной формы из клееной каменной фанеры, со съемными крышками, без каркаса и металлической фурнитуры.
Короны и другие атрибуты власти (жезлы, булавы, державы, посохи, скипетры). Старинные регалии русских царей украшались преимущественно иностранными (привозными) самоцветами. С середины XVIII века в небольшом количестве применялся уральский камень — аметист и топаз.
Лампады в России изготавливались государственными предприятиями и частными фирмами (Верфеля, Овчинникова, Болина) из полупрозрачного агата, орлеца, нефрита, оникса, оправлялись в золото.
Лоточки. Подобно чашам и цельным шкатулкам выполнялись из разных минералов мягкой и средней твердости.
Мундштуки, трубки курительные. Изготавливались из импортной морской пенки, редко из минералов твердых пород. Одиночные экземпляры из светлоокрашенного (белого) нефрита производились на предприятии «Байкалкварцсамоцветы» в конце 90-х годов XX века.
Ножи разрезные для бумаги и рукоятки к столовым ножам . Использовался различный материал, наиболее ценился родонитовый и нефритовый материал. использовался также серпенитинит, гагат, агат, наборные ручки из малахита, офиокальцита. Форма ножей самая различная. Изготавливались несоразмерные сувенирные ножи.
Облицовочная и сувенирная плитка. Изготавливалась из различных цветнокаменных минералов и пород. Мраморная плитка в больших объмах выполнялась на специализированных предприятиях. Камнерезное производство использовало нефрит, мраморный оникс, офиокальцит, яшму, порфир, кварцит, реже чароит. В отличие от мрамора плитка из цветного камня была меньшего размера, обычно 10х10 см.
Палочки для еды. В конце 90-х годов XX века на предприятии «Байкалкварцсамоцветы» была изготовлена партия около 50 пар из белого и зеленого нефрита. Большая часть реализована в Китай, часть продана в качестве сувениров в России.
Памятники, обелиски и их настольные модели. Изготавливались из мрамора, известняка, гранита, габбро, долерита и др. материалов. Цоколь делали из шокшинского гранита, порфира, лабрадорита, реже нефрита, яшмы и тп. Для настольных небольших моделей использовался разнообразный, в том числе и дорогой материал. В настоящее время изготовление памятников из природного камня — отдельное коммерческое производство не имеющее ничего общего с обработкой цветного камня.
Панно декоративные из флорентийской мозаики для украшения внутренних помещений дворцов, интерьеров зданий государственных учреждений исполнялись более всего на Петергофской гранильной фабрике. В советское время наборные настенные мозаики из природного камня наблюдались в общественных зданиях различных городов СССР.
Пепельницы изготавливались из яшмы, родонита, серпентинита, нефрита, лазурита, офиокальцита, мраморного оникса, гипса-селенита, реже агата и даже турмалина. Формы самые разные, часто определялись рисунком и текстурой камня.
Переплеты для книг, записных книжек альбомов производились в начале XIX века в виде фасонных пластин из малахита, нефрита, яшмы. В настоящее время их производство неизвестно.
Перстни цельные из камня. В дореволюционной России производились редко, главным образом для вывоза на Восток. А.Е. Ферсман упоминает о нескольких перстнях из сердолика работы петергофской гранильной фабрики и сетует на их непрочность. В конце XX века цельные перстни из нефрита различной окраски производились небольшими сериями на ГГПП «Байкалкварцсамоцветы», в том числе и с инкрустацией металлом. В настоящее время мастерами резчиками выпускаются оригинальные цельнокамненные перстни из нефрита, чароита, лазурита, сердолика и более редких минералов (например, дианита).
Печати изготавливались на Урале в массовом количестве на протяжении более 200 лет горщиками-кустарями обычно из горного хрусталя, раухтопаза, нефрита, родонита, реже кварца-волосатика.

Плиты для жарки мяса. Несколько опытных изделий-плит из нефрита были изготовлены на ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» по заказу покупателя из Южной Кореи.

Плоды из камня. Применялись как элемент накладной мозаики для украшения крышек шкатулок и пресс-папье. Широко использовались на Урале. Материал — серпентинит, кварц, халцедон, яшмы, родонит, аметист и др.
Подоконники, полки для каминов,  барных стоек. Обычно производились из мрамора, известняка, серпентинита, реже из материала твердых пород. Сейчас изготавливаются камнеобрабатывающими фирмами, как элемент декора интерьеров наряду с применением искусственных материалов.
Подставки и обрамления для часов. В России производились сравнительно редко из-за отсутствия собственного часового производства. Использовали уральские и алтайские яшмы и порфиры, реже (Верфель и Фаберже) — нефрит. Сейчас производство настольных часов (в том числе как элемента письменных приборов) широко развито на Урале, Башкирии, в Армении и т.д.
Портмоне. Использовались в начале XIX века при изготовлении маленьких портмоне и кошельков, наряду с перламутром,в сочетании с кожей, каменные тонкие пластинки, но как пишет А.Е. Ферсман, мода на них быстро прошла.
Портсигары. Обычно украшались самоцветами (прозрачными и цветными камнями) в металлической основе. Редко известными фирмами (Фаберже и др.) делали цельные нефритовые портсигары, стоившие больших денег. В конце XX века в Петербурге пытались возродить этот промысел производя изделия «под Фаберже»
Портфели. Для настольных портфелей (или бюваров), употреблялись камни в серебряной оправе, гармонично сочетавшиеся с серой кожей. Такие заказы для двора выполнялись на Петергофской гранильной фабрике, нередко используя вставки из драгоценных камней.
Постаменты под бюсты, вазы, кубки, крупные сувениры. Их производили в виде призм, колонн, массивных оснований других геометрических форм. Использовался преимущественно мягкий мрамор, серпентинит, а также твердые породы — порфир, яшмы, иногда кварцит, нефрит.
Предметы экзотических религиозных культов. Прежде всего нужно упомянуть работы мастеров фирмы Фаберже, специализировавшихся в начале XX века на предметах культа для Сиама (Таиланда) по китайским и индииским божествам. В настоящее время существует камнерезное производство местных резчиков исполнения культовых фигурок языческих богов, как сувенирной продукции.
Пресс-папье. Изделия популярные в конце XIX — начале XX века. Производились в массовом количестве мастерами гранильных государственных фабрик и кустарями Урала. Форма и набор используемых самоцветов был самым разнообразным. Чаще использовался темный змеевик с накладной объемной мозаикой из комбинации листьев и фруктов (ягод). Набор минералов достаточно широк: родонит, аметист, нефрит, селенит, малахит и др.
Пуговицы. Особое распространение получили в XVIII веке. Изготавливались из самых разных камней, но наиболее часто использовался агат, яшма, сердолик. Производились кустарно и на государственных предприятиях (Петергофская гранильная фабрика).
Рамки, рамочки. Изготавливались ранее на Петергофской фабрике простой формы в виде овала из пластин родонита и нефрита. В современной истории небольшими сериями изготавливались из мягких (мрамор, серпентинит) и твердых (нефрит) камней простые и фасонные, обычно клееные на предриятиях Урала, ГГПП «Байкалкварцсамоцветы», частных фирм. Использовались для окантовки наборных, мозаичных, комбинированных картин и картин из каменной крошки.
Рукоятки для сабель, кинжалов, ножей. В России широко применялось украшение рукояток холодного оружия. На Кавказе и Средней Азии для этой цели пользовались бирюзой грубой огранки. Для высокопоставленных лиц, изготавливались рукоятки из агата или топаза. На государственных фабриках и фирма Фаберже использовался нефрит, инкрустированный самоцветами. В настоящее время частные фирмы и камнерезы-индивидуалы используют природный камень для рукояток (и цельных изделий) подарочных и сувенирных ножей (нефрит, лазурит, серпентинит, чароит, агат, родонит), как правило, без инкрустации.
Ручки. Для дверей в дворцах, музеях изредка делали ручки из бурого агата или кахолонга. Для зонтиков палок, тростей изготавливали ручки и набалдашники из яшмы нефрита, орлеца, агата. Иногда они отличались высокохудожественной работой. В 90-х годах XX века экспедицией «Байкалкварцсамоцветы» небольшими партиями из нефрита (черного, зеленого и белого), лазурита, серпентина и чароита изготавливались ручки для дверей (парные) и автомобильные рукоятки (набалдашники) для рычага переключения скоростей.
Саркофаги. Наиболее ценные саркофаги делали из монолитов, более дешевые из отдельных плит. Выполнялись на государственных фабриках, устанавливались в соборах, усыпальницах, пантеонах. Использовался родонит, кварцит, яшма и т.п.
Сбруя. Мода на каменные украшения конской сбруи шла с Востока, где обычно для этих целей использовалась бирюза. В России XVIII использовались тонкие пластинки зеленой яшмы.
Солонки, столовые приборы. Изготавливались из разных камней кустарями Урала и государственными гранильными фабриками, часто под старину. В СССР (современной России) экспедицией «Байкалкварцсамоцветы» в единичных (индивидуально!) экземплярах выпускались опытные изделия из зеленого нефрита — набор из трех предметов на специальном подносе.
Срезы. Полированные срезы прозрачных кристаллов минералов (турмалина, кварца и др.) и декоративных пород использовались для коллекций.
Стаканы. Изделия подобной формы выпускались продолжительное время (до самого последнего времени) камнерезными и ювелирными фирмами и государственными предприяятиями, главным образом из яшмы, родонита, нефрита, кварца (дымчатого и горного хрусталя). Использовались как утилитарные и декоративные предметы. На предприятии ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» в небольшом количестве выпускались стаканы из зеленого и светлоокрашенного нефрита простой и фигурной формы.
Столешницы. В XVIII — XIX веках столешницы были одним изосновных видов изделий государственных камнерезных предприятий. Кустарные предприятия и даже известные дореволюционные фирмы ими не занимались. Ферсман упоминает о следующих типах столешниц характерных для дореволюционной России:
1.Из цельного камня. Для этого употреблялись зеленый и красный порфиры и различные мраморы.
2.Из накладного камня; особенно ценились столешницы с набором из лазурита и малахита (способом русской мозаики). При тонкой «подборной» работе цены на них были высоки.
3. С флорентийской мозаикой; столешницы на Петергофской фабрике изготавливали под влиянием флорентийской школы; особенно высоко было их качество во второй половине XIX века, после посещения мастером Соколовым Флоренции. Цветные камни врезались в черный мрамор или аспидный сланец.
4. С римской мозаикой; для этого применялся разнообразный материал (редко яшма); прекрасные столешницы этого типа из писменного гранита и амазонита хранятся в Эрмитаже.
5. Из галек с рисунком «фантазия»; известно несколько столешниц, для изготовления которых применялись крымские окатыши, собранные среди галек Кара-Дага в Крыму.
6. Из белого мрамора инкрустированного различными цветными камнями.
В советское время такие изделия выполнялись на государственных камнерезных предприятиях. В частности в музее ГГПП «Байкалквацсамоцветы» хранились округлая столешница выполненная в стиле римской мозаике из различных камней и фигурная — из родонита и белого нефрита инкрустированная в красное дерево в флорентийском стиле. В настоящее время это сравнительно редкий вид камнерезных изделий, исполняемый как правило, на заказ.
Сувениры, сувенирные наборы. Выпускались в массовом количестве, разнообразного дизайна и предназначения. Использовались цветные минералы и декоративные породы: лазурит, нефрит, чароит, яшма, родонит, серпентинит, письменный гранит, амазонит, офиокальцит, мраморный оникс и др. Украшались натуральными кристаллами (аметист, турмалин, берилл, кварц ), накладной мозаикой и отдельными элементами, изделиями.
Табакерки. Увлечение табакерками характерно для XVIII века. Выпускалось на гранильных фабриках огромное количество табакерок из русского и иностранного камня. Сначала для этих целей использовали заграничный агат, затем стали использовать богатейшие месторождения яшмы и порфиров Алтая и Урала. Массовое производство на протяжении десятилетий привлекло к использованию разнообразного камня, часто нетрадиционного (амазонит, лабрадорит и т.п.), и породило оригинальные способы изготовления вещиц. Иногда крышки табакерок украшались мелкой флорентийской мозаикой, эмалями, инкрустацией, различным орнаментом и оправкой в благородные металлы.
Тарелки, блюда, подносы. Изготавливались из нефрита, орлеца, или белореченского кварцита. В 90-х годах XX века изготавливались на государственных фабриках объединения «Союзкварцсамоцветы». На предприятии «Байкварцсамоцветы» использовался главным образом нефрит, реже чароит, иногда яшма. Диаметр изделий обычно составлял 100-300 мм.
Топоры, молотки. Если не учитывать практические изделия древнего человека, когда основным материалом для этих орудий труда был кремень, яшма, в отдельных территориях — нефрит, в современных сувенирных изделиях кроме этих твердых камней используют селенит, серпентинит, различные декоративные породы (мрамор, офиокальцит). Обычно используют как составную часть настольных сувениров в виде накладных элементов.
Туалетные приборы. Изготавливались из разных камней, более дорогие из нефрита, орлеца и яшм, т.е. твердых камней, дешевые — из гипсового камня, часто из селенита.
Украшения орденов и знаков отличия. Некоторые ордена делались целиком из камня, например, Георгиевский крест Николая II из забайкальского кахолонга. В других широко применялась инкрустация драгоценными камнями. Традиция сохранилась в советское время некоторые ордена СССР (орден Победы, Маршальская Звезда и т.д.) украшались вставками бриллиантов.
Украшения церковные для риз икон, окладов, наперстных крестов, крестов для алтарей, крестиков для ношения на шее и т.д. Использовался самый разнообразный камень для украшения колонн, алтарей, иконостасов. Достаточно вспомнить соборы Петербурга, Москвы, также и периферии империи. В Казанском соборе г. Иркутска (ныне разрушенном) иконостас был облицован гагатом. В католическом соборе г. Иркутска кафедра и стол алтаря выполнены из зеленого саянского нефрита.
Умывальники. Ранее в России изготавливались из привозного итальянского мрамора и только на юге России в мастерских Севастополя и Одессы использовался местный крымский мрамор и мраморизованный известняк.
Утварь церковная (дарохранительницы, ларцы, чаши, паникадила и др.). Эти изделия изготавливались из нефрита, яшмы, дымчатого и бесцветного горного хрусталя.
Фонтаны, бассейны. Для их изготовления применяли гранит, габбро и мрамор, главным образом заграничный.
Цветы. Изготавливались только фирмой Фаберже из камня и драгоценных металлов, по китайским образцам, со стеблями из змеевика и нефрита, с белыми цветами из кахолонга или халцедона, с розовыми из орлеца. Сосуд обычно изготавливался из прозрачного горного хрусталя. Несмотря на огромные затраты труда на изготовление этих изделий, они редко были удачны по художественному исполнению. такие цветы находили ограниченный сбыт по высоким ценам. В настоящее время подобное производство возраждается на Урале и Петербурге отдельными мастерами-камнерезами.
Чарки, бокалы, лафитники, рюмки. Изготавливались широко, не только камнерезными предприятиями, но и мелкими фирмами и индивидуалами. На Урале в ходу были простые бокалы и стаканы из селенита выполнены кустарно. на государевых предприятиях мелкие сосуды различных форм делали из горного хрусталя, нефрита, часто оформляли в серебро и золото, украшались драгоценными камнями, эмалью. Петергофской фабрикой и фирмой Фаберже изделия выполнялись по образцам древнерусских сосудов (чарки, братины и т.п.) Номенклатура этих изделий была востребована и в советское время.
Часы. Подставки и каменные оформления часов встречаются довольно часто. Выполнялись еще в дореволюционной России на государственных фабриках, затем в советское время на камнерезных предприятиях и кустарями-индивидуалами. Использовался нефрит, яшма, серпентинит, мрамор, в последнее время — офиокальцит, чароит, датолит-геденбергитовый скарн, мраморный оникс, пейзажный обсидиан. Часто входили в комплект письменных приборов.
Чернильные и письменные приборы. Изготавливались из мрамора, змеевика, яшмы, родонита, малахита, в последнее время из чароита, лазурита, нефрита, обсидиана. Изделия кустарей отличались грубой обработкой, хотя в последнее время мелкие фирмы (в частности из Башкирии) выпускают качественную продукцию. На крупных камнерезных предприятиях качество выше, применяется фрезерование, в том числе фигурная обработка поверхности. Приборы состоят из одного или нескольких предметов, обычно композиционно связанные между собой. Отдельные письменные наборы включаю десятки предметов: чернильницы, пресс-папье, часы, подкалендарник, пепельницы, зажигалки, подносы, вазочки, монетницы, ножи для бумаги и т.д. Письменный прибор из орской яшмы выполненный ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» в 1999 г. включал более 30 предметов.
Четки. Изготавливались ранее в Закавказье из агата (гагата?), реже для этого употреблялся янтарь. Сейчас выпускаются малыми сериями на заказ из разных камней:  гагата, янтаря, нефрита, лазурита, сердолика и т.д.
Шары изготавливались для разных целей и различного материала. Мелкие использовались как четки, бусины, крупные — как сувениры и предметы коллекционирования, или части интерьера, а также архитектурные детали. Ферсман упоминает о шариках из лазурита и агата изготавливаемых на государственных фабриках для поставки в Китай (украшение головных уборов чиновников). Шары из горного хрусталя использовали хироманты. Диаметр шаров от 15 мм до 500 мм, редко более (в парковой архитектуре).
Ширмы. Только Петергофская фабрика изготавливала ширмы с использованием цветного камня. Применялась флорентийская мозаика в сочетании с породами ценного дерева.
Шахматные комплекты. Шахматные доски выполнялись из мравора, яшмы, нефрита, долерита. Фигуры выпускались из твердого камня государственными фабрикаи и фирмой Фаберже главным образом для заграницы. В советское время выпускались на камнерезных предприятиях в единичных экземплярах. В 90-х годах на предприятии «Байкалкварцсамоцветы» выпустили два одинаковых комплекта шахмат из белого и зеленого нефрита и черного серпентинита. Основная трудности были с изготовлением шахматных досок.
Шкафы. Шкафы с инкрустацией мозаичными каменными вставками изготавливались на Петергофской гранильной фабрике. Для мозаик использовали русский и иностранный камень. Сейчас этот вид продукции совершенно забыт.
Яйца пасхальные, сувенирные, для брелоков. Этот промысел был широко развит на Урале до революции, а в советское время — в Сибири, на Северо-Западе России. В XIX веке на Урале применялся селенит, а пасхальными яйцами прославились фирмы Фаберже и Верфель. Для них широко использовался нефрит в сочетании с эмалью, позолотой, золотой и серебряной инкрустацией. Использовался самый разный камень, в том числе и для изготовления сувениров на предприятиях камнерезной промышленности. В Иркутской области этим занималась Черемховская сувенирная фабрика. Отдельным особняком стояли ограненные яйца из прозрачного горного хрусталя, дымчатого кварца, топаза и т.п.