Камнерезные изделия

Этот вид изделий в камнеобработке существует много веков и за эти тысячелетия, несомненно, трансформировался до неузнаваемости. Были периоды, когда этот тип обработки достигал массового развития и совершенства, что, казалось, дальнейший прогресс невозможен. Камнерезное искусство древнего Египта и Китая в крупных скульптурах, барельефах из гранита или изящной резбе по нефриту, поражало современников и потомков, как поражает сейчас изящество античных гемм. Затем было и средневековье и Возрождение, и снова был спад, чтобы в XIX веке расцвести в новых формах. Тонкая проработка деталей, сменялась лаконизмом и даже аскетизмом изделий. Мифологичность и условность линий резьбы восточных традиций Китая (многое из этой техники резьбы в XIX — начале XX века проявилось в резных миниатюрах мастерских Фаберже) соперничало с натуралистическим подходом западноевропейских мастеров. К сожалению многие современные изделия «народных умельцев» часто отличаются отсутствием вкуса и какого-либо стиля. Вероятно это происходит в первую очередь из-за отсутствия традиций и еще из-за достаточно большого притока случайных людей в камнеобработку. Массовая продукция может прокормить ремесленника, но вряд ли сделает ему имя. Однако со временем, халтура в понятии современников, в сознании потомков трансформируется в стиль, направление и узнаваемое «лицо» местечка, региона и даже страны. Так произошло с кустарными промыслами Урала, изделия которых современники считали «лубком», безвкусицей и примитивизмом. Сейчас камнерезные изделия уральской  школы XIX века: шкатулки, вазочки, пресс-папье и пр. хранятся в музеях от местных краеведческих до самых престижных минералогических и художественных.  Это буквально на наших глазах, в 90-х годах XX века, произошло становление иркутского стиля камнерезных работ, нарочито грубого, примитивного но тем не менее узнаваемого…