Сердолик и другие халцедоны

 

Полосчатый сердолик тулдунского месторождения. Бурятия

 

В группу под общим названием «сердолик» объединены просвечивающие существенно халцедоновые разности кварца красного, оранжевого и желтого цветов с характерным буроватым оттенком. Сердолик — вязкий, прочный камень. Однако иногда в результате прерывистого роста агрегата халцедона границы зон ослаблены, по ним проявляется скорлуповатая отдельность. 

Генетически сердолик представляет собой минеральный агрегат кремнезема, образовавшийся в процессе поствулканической гидротермальной деятельности. При термическом воздействии либо рентгеновском облучении железо, содержащееся в халцедоне, переходит из закисной формы в окисную, что и приводит к появлению или к усилению уже имеющейся окраски. 

Текстуры сердоликов аналогичны текстурам агатов. 

Главный фактор, определяющий декоративные качества сердоликов—цвет. Наиболее ценятся яркоокрашенные красные разновидности. 

Во всех разновидностях сердоликов наблюдается четкая закономерность в проявлении еще одного из его главных свойств — просвечиваемости: чем гуще (темнее) окраска, тем ниже степень просвечиваемости камня. Исключения представ ляют отдельные непросвечивающие (или слабо просвечивающие) поверхностные зоны — «корки» (в сардониксах—единичные зоны молочного халцедона, кварцина или белого фарфоровидного опала). 

Халцедоном собственно называли сплошные однородные просвечивающие камни, сероватые или голубовато-серые. Халцедон известен с глубокой древности. Название камня происходит от древнего города Халкедон, который представлял собой центр обработки и сбыта этого камня Своеобразные халцедоны ряда месторождений в Джамбульской области Казахстана, окрашенные в розоватые, желтоватые и красноватые по текстурным особенностям и образования выделяются в самостоятельную группу ювелирно-поделочных камней образуют линзы и жилообразные и приуроченные к горизонтам кремней известняков, аргиллитов и алевролитов генезису эти халцедоны представлены гидрогенные низкотемпературные образования. Среди них часто встречаются коричневые, красно-вишневые, лилово сиреневые, розовые, серые, розовые и бурые разности, причем различные цветовые сочетания иногда можно наблюдать и в одном штуфе. Распределение окраски равномерное, чаще всего неясное . Иногда наблюдаются пятна голубовато-серого, молочно грязно-зеленого цвета. 

Камни полупрозрачны или прозрачные в тонких сколах и пластинах 1—2 см. Твердость 6,5—7. Излом до раковистого, блеск в изломе. Сочетание яркой красивой окраски, просвечиваемости и полируемости обуславливает высокие декоративные качества халцедонов. 

Есть разновидность халцедона, называемая о п а л о м. В его состав помимо двуокиси кремния ( Si02) входит некоторое количество воды (3—9%). По данным последних исследований, агрегаты опала сложены из мельчайших глобул и сферолитов кремнезема размером в 4000—1500 А. Просветы в агрегатах частью пусты, а частью заполнены кремнеземом или водой, окрашенной окисью железа. Свет, отраженный и рассеянный поверхностями пор, создает иризацию опалов, называемую часто «огненной игрой». 

Название свое опал получил, вероятно, от латинского слова «опалус» — поражающий зрение, чарующий глаз. Опал имеет твердость около 5—5.5, уд. вес 1.9—2.3, излом раковистый, 

Опалы снискали себе славу прекрасных поделочных камней благодаря особой чарующей красоте, таящейся в их способности тончайшим образом изменять окраску. Среди благородных опалов особенно ценятся огненные сорта, где «опаловая игра» сочетается с кирпично-красным цветом камня. Благородные и огненные опалы ценятся значительно выше бирюзы, сердолика, агата, янтаря и многих других самоцветов. 

Помимо благородного опала ювелирами ценятся и молочно-белые разновидности, похожие на слоновую кость. Они известны под названием уже упоминавшегося кахолонга, представляющего собой как бы переход от опала к безводному халцедону. 

К сожалению, благородный и огненный опал имеют массу невидимых микротрещин, возникающих из-за обезвоживания опалового геля при его отвердевании. Характерные особенности тонкой структуры опала, создающие его огненную игру, в то же время являются причиной его нестойкости на ярком солнечном свету. При выдерживании на солнце опал начинает мутнеть и блекнуть. При долгой носке в ювелирных изделиях он обладает специфическим свойством старения. Поэтому, вероятно, бытует поверье, что опал — это камень, приносящий несчастье. 

При обработке опала следует иметь в виду, что перегрев образца может привести к потере им прозрачности и игры цветов, а также к увеличению его хрупкости при резке, шлифовке и полировке. 

 В последнее время опал снова вошел в моду в ювелирном деле. Он особенно красив в полусферической форме, в так называемых кабошонах в золотой оправе, которая подчеркивает игру камня. 

  

Агат— концентрический, тонкослоистый камень, каждый слой которого сложен разноокрашенным халцедоном с перпендикулярным слою расположением волокон. Обычный агат — чередование серо-голубых полупрозрачных слоев с белыми, почти непрозрачными, слоями. 

  

По цвету выделяются: 

сердолик — наиболее ценная разность из все камней халцедоновой группы, за исключением, пожалуй, хризопраза — более или менее однородный халцедон, окрашенный в красный или буро-красный цвет; 

карнеол — иногда этот термин считают синонимом сердолика, но чаще рассматривают как разность, у которой красный цвет более яркий и чистый, чем у сердолика; Цвет карнеола можно улучшить за счет нагрева заготовок; в качестве контейнера рекомендуется обмотка асбестовым шнуром. При этом в течение приблизительно 1 часа пламя следует поддерживать слабым, чтобы удалить всю влагу, затем пламя увеличивают до средней силы до тех пор, пока не станет горячим весь камень. Охлаждение должно быть достаточно долгим. 

сардер (сард) — обычно бурый или красно-бурый халцедон, хорошо просвечивающий; 

оникс — агат, в котором чередуются бурые или темно- бурые, почти черные, слои с белыми и желтыми. В древности это самый популярный камень. Чем разнообразнее, контрастнее и тоньше слои, тем ценнее камень. На ониксе обычно вырезают камеи, причем художник использует не только рельеф, но и окраску слоев. При изготовлении поделок особенно важно направление, в котором разрезается ониксовый желвак,— необходимо подчеркнуть слоистость и узор оникса; 

сардоникс — агат с чередованием красных и красно- бурых слоев. В природе исключительно редок. Следует иметь в виду, что многие сардониксовые изделия, особенно изготовленные в зарубежных странах, искусственно окрашены. 

В более поздние времена появились новые названия. 

Моховой агат — часто белый или голубоватый халцедон, в котором по всей толщине камня распределены древовидные или похожие на траву включения (дендриты). Эти включения могут быть черными (окислы марганца), бурыми, буро-красными (окислы железа) или зелеными (вростки хлорита или селадонита). Наиболее ценен моховой агат с зелеными моховыми вростками. 

Своеобразный узор агата, где более или менее ровные слои разбиты параллельными линиями и сдвинуты, напоминая крепость, башни и пр., носит название бастионного агата. 

Сапфирин —голубоватый халцедон с ясным голубым отливом, восковой агат — ярко-желтый однородный, похожий на воск, хорошо просвечивающий камень. 

Кахолонг — ярко-белый халцедон, напоминающий слоновую кость — непросвечивающий фарфоровидный молочно-белый камень, иногда с сероватым оттенком. 

Это название закрепилось также и за молочно-белым агрегатом халцедона с примесью опала, которая внешне неотличима от кахолонга-опала. Белый цвет кахолонга в большинстве случаев связан с включениями магнезита. 

Твердость кахолонга-халцедона и кахолонга-опала 5—5,5. Излом ровный до плоскораковистого (у кахолонга-опала — раковистый); края острые режущие. В тонких (до 1 мм) сколах камень иногда просвечивает. Блеск восковой (у кахолонга-опала стеклянный). Кахолонг-халцедон — камень механически прочный, вязкий; кахолонг-опал — хрупкий. 

Кахолонг-опал образуется в поверхностных или приповерхностных условиях в результате биохимических процессов или процессов осаждения из растворов при обычных температурах и давлениях. Кахолонг встречается главным образом в виде желваков, а также коротких линз и прожилков длиной от 3 до 40 см. Форма желваков изометричная неправильная, нередко несколько уплощенная или удлиненная. Поверхность тел неровная (бугристая, почковидная или ребристая) с четко выраженной полигональной системой трещин усыхания, иногда ожелезненных; глубина проникновения трещин внутрь камня обычно не превышает 5 мм . B периферической части желваков нередко наблюдается белая или серая кремнистая фарфоровидная корка толщиной от нескольких миллиметров до 1 см . Граница между фарфоровидной коркой и основной массой желвака иногда оттеняется тонкой (до 2 мм) полупрозрачной светло-дымчатой зоной, грубо повторяющей контуры желвака. Л. А. Соловьева отмечает постепенное уплотнение камня от периферии желвака к центру. Основная масса камня молочно-белая или серовато-белая непросвечивающая, структура скрытокристаллическая, текстура однородная. Наиболее высоко ценятся чисто белые разности, похожие на фарфор. 

К халцедону в ряде случаев относятся зеленые кремнистые породы, иногда это мелкокристаллический кварц, опал или яшма. Плазма — грязно-зеленая, яблочно-зеленая, просвечивающая или совершенно непрозрачная порода, хорошо принимающая полировку. К плазме близки хризопраз — полупрозрачный ярко-зеленый халцедон (мелкозернистый кварц, окрашенный примесью силикатов никеля) и гелиотроп (кровавик) — зеленая яшма или плазма с мелкими ярко-красными пятнами. Зеленые разности халцедона ценятся дороже других агатов и халцедонов. Особенно высока стоимость гелиотропов. 

В конце прошлого столетия и в начале нынешнего было выделено еще несколько разновидностей халцедона и агата по их оптическим свойствам. Сюда относится в первую очередь кварцин — агрегат волокон, внешне похожих на халцедон, но имеющих иную оптическую ориентировку. Встречается крайне редко и как поделочный камень не выделяется. 

Люсатит — подобные халцедону или агату натечные разности, состоящие из волокон кристобалита, но отличающиеся от кварца плотностью и оптическими свойствами. Если агат целиком сложен люсатитом, то от других агатов его отличить невозможно, но если в обычном агате есть отдельные люсатитовые слои, то они резко выделяются низким светопреломлением. Когда слои агата настолько тонки, что их толщина соизмерима с длиной световой волны, в камне появляется игра цвета, и тогда он носит название иризирующего агата . Такой агат весьма редок и в изделиях почти не встречается; обрабатывать его очень трудно, так как вставка из иризирующего агата должна быть ориентирована очень строго, иначе не будет видно его игры. 

Декоративные кремни в силу относительной редкости яркоокрашенных «рисунчатых» разновидностей не сразу вошли в обиход человека в качестве поделочного камня, в противоположность широко развитым, издавна применяемым техническим кам ням. 

Декоративные кремни представляют собой монолитные тонкои  криптозернистые кремнистые образования (конкреционной, пластинчатой, цилиндрической и форм), однотонные или пестроокрашенные. Твердость их 6—7, излом грубый раковистый до занозистого. Кремни хорошо обрабатываются , шлифуются и полируются, большей частью пригодны для производства небольших камнерезных изделий. Декоративность камня определяется окраской и рисунком. Яркоокрашенные кремни с тонким рисунком иногда используют в качестве вставок в недорогие украшения. Кремень также представляет собой халцедон, но в противоположность агату лишен какой-либо структуры. Образуется среди известняков, слагая неправильные участки — желваки или стяжения. Кремень чаще окрашен в серо-голубые тона, как поделочный камень он не представляет интереса. Встречаются разноокрашенные кремни с довольно красивым узором. Кремень на 90—95% состоит из халцедона, однако в его состав входят еще кварц, опал, глинистые минералы, песок, пигменты, поэтому его правильнее называть халцедоновой горной породой. Кремень имеет раковистый излом и бывает окрашен в серый, желтоватый и черный цвета. Кремень с роговой окраской принято называть роговиком. Особенно красивые рисунчато-полосатые кремни от белых с черными полосами до желтых, розовых и голубых . Кремень очень хорошо полируется, но труден в обработке из-за своей высокой вязкости и твердости. 

Свое название кремень получил от греческого слова «кремос» — камень, утес. Кремень чрезвычайно распространен и встречается повсюду среди осадочных горных пород. Из кремня и роговика еще в доисторические времена были сделаны первые каменные орудия, предназна ченные для охоты, труда и высекания огня, наконечники для стрел и копий, рубила, скребки. огнива и др. Тот факт, что под действием огня кремень распадается на очень прочные и острые осколки, сыграл, по-видимому, решающую роль в его освоении первобытным человеком. На основе изучения изделий первобытного человека из кремня получены многие данные, известные нам о первобытном обществе. 

Красота кремня не сразу бросается в глаза. Конкреции кремня обычно покрыты белой оболочкой, и рисунчато-полосатая красота камня открывается только в срезе после его полировки. 

Красиво окрашенные рисунчатые кремни с успехом употребляются при создании небольших декоративно-художественных камнерезных изделий типа шкатулок, подставок и для ювелирных вставок. Кремень обладает высокими техническими качествами и, подобно яшме, находит ценное применение в технике. 

В большин стве случаев такой кремень трещиноват, но отдельные плотные желваки хорошо принимают полировку, и издел ия из них довольно изящны. Кремень часто можно найти в речной гальке и на пляжах. 

В желваках кремня в центре или по краям часто встречаются пустоты, в которых выделяются агатоподобные натечники или кристаллы кварца. В подмосковных кремнях в пустотах иногда находили кристаллы аметиста. 

Существует еще один специфический тип агата — уральский, он носит название переливта. Среди более именитых уральских ювелирных камней скромное, но свое особое место по праву занимает цветной камень, открытый еще в 1791 г. участником одной из экспедиций по изучению природы России, надворным советником А. Раздеришиным. Случилось это на восточном склоне Среднего Урала возле старой деревни Шайтанки, отсюда и название минерала — шайтанский переливт. Минерал этот привлекателен красивым волнистым рисунком и нежными тонами переменчивой окраски — молочно-белой, иногда желтоватой, дымчатой или зеленоватой с живописно распределенными светло-бурыми, а местами красноватыми разводами и пятнами. Определенный А. Раздеришиным как халцедон, шайтанский переливт был найден в виде глыб у самой поверхности земли. Особенностью его являются довольно эффектные окраски тонких слоев: белые и оранжево-розовые. Кроме того, этот агат выделяется в тонкой трещине среди кристаллических пород, иногда выполняя эту трещину целиком, а иногда лишь нарастая на ее стенки. Трещина с переливтом протягивается на довольно большое расстояние. 

Природа переливта еще не вполне ясна. Благодаря авторитету А. Е. Ферсмана, отводившего место переливту то среди полосчатых халцедонов — агатов, то вместе с халцедоном в разряде ограночных камней, отождествление этого минерала с халцедоном никем не оспаривалось. Однако подробное исследование онтогении минерала с использованием современной аппаратуры показывает, что шайтанский переливт вовсе не халцедон. Да и геологическая обстановка, в которой обнаружен переливт, вовсе непригодна для образования волокнистой разновидности кремнезема — халцедона. 

Выделения агата и халцедона обычно связаны с гидротермальными горячими растворами, являющимися продуктом вулканической деятельности, причем в условиях малых давлений близ дневной поверхности. Повышение давления ведет к тому, что вместо халцедона или агата выделяется кварц. Район месторождений переливта сложен глубинными породами, и никаких вулканических пород здесь нет. Как же в таком случае сформировался переливт? Шайтанский переливт представляет собой переслаивание микрокристаллического кварца с диккитом, тонких кварцевых корочек и уже упоминавшегося кварца первой генерации. Название же «халцедон» совершенно не соответствует действительности. Интересно, что переливт не поддается искусственному окрашиванию, применяемому для изменения окраски халцедонов. Объясняется это тем, что в переливте нет той пористости, благодаря которой в камне мог бы закрепиться пигмент. 

Как цветной поделочный камень, отлично принимающий полировку, шайтанский переливт в настоящее время используется в камнерезной и ювелирной промышленности. Из него делают бусы, колье, круглые и овальные кабошоны. Из старинных изделий можно отметить переливтовую пепельницу, оправленную серебром и украшенную гранатами, работы Петергофской гранильной фабрики. Пепельница эта находится в Павловском дворце-музее. В других музеях, и в частности в Эрмитаже, встречаются мозаичные изделия с фрагментами камней, похожих на шайтанский переливт, но, скорее всего, происходят они из зарубежных месторождений.